Рефераты. Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим.… Держим … Напрягаем.

Загораем! Опускаем.

Ноги не напряжены, а расслаблены.

Прощальный ритуал «Хоровод».

Это упражнение прошло на Ура у детей. Особенно ярко представить, что они загорают на солнце получилось у следующих детей: Катя Ж, Боря Т., Кристина С., Максим Ю., Николай П. остальные дети вместо того чтобы стараться правильно выполнить упражнение, начинали баловаться, тем самым отвлекая остальных детей.

Детям очень понравилось занятие, был высокий эмоциональный настрой, но из-за плохого поведения Максима Ю. не у все детей получалось сосредоточится на занятиях.

10 занятие

Цель: Расслабить детей. Борьба с тревожностью.

Сегодня у нас с вами последнее занятие. Вам нравятся наши занятия? И так ребята немножко отдохнем.

Разминка

Упражнение «Приятное воспоминание».

Инструкция: Ребята представьте себе ситуацию, в которой вы испытывайте полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представьте эту ситуацию. Все дети закрыли глаза и начали представлять. Но получилось ярко представить не у всех. Зина Р. отвлекалась и не поняла задания. Юля М. И Елена К. занимались своими делами, общались шепотом на свои темы. Особенно ярко получилось представить у Кати Ж., Бори Т. Катя представила, что она лежит на кровати и ест с мамой мороженное, на вопрос педагога «Почему именно в этой ситуации она испытывает покой?» Она ответила, что ей очень нравится проводить время с мамой и только рядом с ней она испытывает чувство радости и покоя.

Основная часть

Игра: «Тревожность»

Ребята давайте вспомним про Тревожность тяжело ей живется. Ни чего не может сделать до конца: ни дом достроить, ни цветы посадить. Зато тебе это под силу! Помоги бедняжке!

Послушайте внимательно задание: представьте, что вам надо оставить Тревожности прощальную открытку! Что там будет нарисовано, написано решайте сами. Дети активно, перебивая друг друга начали рассказывать какую бы открытку они оставили бедной Тревожности. Особенно жалко тревожность было Кости К., он даже расплакался, объяснив это тем, что ему очень жаль Тревожность, что она совсем одна и никому не нужна. Остальные дети легко и свободно рассказывали что будет нарисованно и написанно в их открытках. Это задание очень хорошо получилось у Бори Т. Кристины К. Они написали, что им было очень приятно познакомится с Тревожностью, но дальше они хотят пойти без нее. Кристина С. подарила Тревожности цветок, чтобы она не обижалась, что она осталась одна, а Боря нарисовал закрытую дверь и вверху подписал «проход для Тревожности закрыт».

Заключительная часть

Порисовали, пофантазировали, а теперь расслабимся.

Упражнение «Волшебный сон»

Дети находятся в полном покое. Педагог читает установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «Волшебный сон».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают, засыпают

Шея не напряжена

И расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесное расслабляется.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Длинная пауза,

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Стихотворение читается медленно, тихим голосом с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.

Дети закрыв глаза сидели и расслаблялись, кто-то баловался. Почти у всех ребят получилось это упражнение, особенно хорошо у: Николая П., Кристины С., Лиды Т., Бори Т., Зины Р., Жени М.

Беседа с участниками тренингов: Сегодня наше последнее занятие, поэтому я прошу всех рассказать о том, что ему дала работа в группе, что нового вы узнали о себе, о других, чему научились». Каждый участник поделился своим мнением. Катя Ж., Оля К. Леша Х., Лида Т., Максим Ю., Кристина С., Боря Т., Елена К., Женя М. говорили, что научились говорить комплименты, выражать благодарность, узнали какие вежливые и теплые слова можно говорить друг другу, играть в интересные игры, узнали друг о друге много нового, узнали о своих достоинствах и недостатках, стали по другому относиться друг к другу, научились вести себя правильно. Обсуждение велось не долго, т. к. дети говорили по одной две фразы, часто повторялись.

Анализ: мы прошли огромный путь самоанализа и самораскрытия. Мы познакомились с различными чувствами, познакомились с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, которыми теперь, я надеюсь, будем пользоваться и недостатки, от которых будем активно избавляться, увидели себя со стороны, узнали, что думают о нас окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого из вас уникальным, неповторимым, и того, что доля всех вас - общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям с нами было веселее и радостнее жить.

Коррекционно-развивающие упражнения всем детям пошли только на пользу. Каждое из занятий проходило на высоком эмоциональном уровне так как была заинтересованность как со стороны детей, так и со стороны педагога. Детям очень понравились занятия. На первых занятиях ребята стеснялись, были немного застенчивы. Затем стали раскрываться, раскрепощаться, вести себя более раскованно. Занятия проходили в спокойной, дружеской обстановке. В атмосфере доверия и понимания. Были выстроены доверительные отношения с Катей Ж., Борей Т., Кристиной С., Максимом Ю., Женей М., Юлей М. Ребята были воспитаны и культурны как по отношению друг к другу, так и к педагогу. Старались не нарушать дисциплину, вели себя достойно, с интересом наблюдали за происходящим на тренингах. Ребята с большим удовольствием и желанием ходили на коррекционные занятия и получали от них много удовольствия. Каждое занятие как говорят ребята ждали с нетерпением. Каждое упражнение выполняли с интересом и интузиазмом. Как отмечают сами ребята благодаря этим занятиям они научились смотреть в глаза собственному страху, понимать свои эмоции, адекватно их выражать, научились брать ответственность на себя, общаться, уважительно относится к собеседнику, узнали много методов борьбы с собственной тревожностью. У каждого ребенка из коррекционной группы наблюдалось улучшение. На тренинговых занятиях особенно активно проявили себя: Катя Ж., Максим Ю., Борис Т., Кристина С.

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов

Целью третьего этапа является: 1) проведение повторной диагностики успеваемости при различных уровнях тревожности детей посетивших коррекционно-развивающие занятия; 2) анализ полученных в процессе первичной и повторной диагностик результатов.

После осуществления формирующего эксперимента: проведение серии коррекционно-развивающих занятий - нами проведено повторное диагностическое обследование детей «коррекционно-развивающей» группы. Нами были использованы те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Повторное диагностическое обследование показало, что процент младших школьников, которые учатся на оценку «удовлетворительно» возрос на 7,1%.Это можно увидеть на рисунке 5.До формирующего эксперимента успеваемость детей коррекционной группы составляла 57,1%, после посещения коррекционных занятий успеваемость младших школьников возросла и стала составлять 64,2%. Один ребенок перешел от оценки «неудовлетворительно» на «удовлетворительно»

После посещения коррекционных занятий у всех детей наметились изменения. Ребята стали более общительней, спокойней, уверенней в себе. У большинства детей в частности Николая П., Зины Р. повысилась самооценка, они теперь с легкостью, без особых переживаний берутся за любое порученное им дело. Костя К., Леша Х., Максим Ю. стали более раскованней, раскрепощенней, стали менее боятся трудностей. Особенно коррекционно-развивающая программа помогла таким детям как: Катя Ж., Кристина С., Боря Т.. Эти дети перешли от высокого уровня тревожности к оптимальному. У них наблюдается явное улучшение при общении со сверстниками, они стали активней работать на уроках, качественней выполнять домашнюю работу. Теперь они не боятся сталкиваться с трудностями, они менее беспокойны и раздражительны, намного уверенней в себе, в своих силах, более раскованны.

Если до формирующего эксперимента было 100% младших школьников с высоким уровнем тревожности, тогда как после коррекционных занятий стало 78,5%.

Полученный результат позволяет говорить об эффективности проведенных занятий. Полученные количественные результаты подтверждены в беседе с учителями, которые отмечают, что дети, посетившие коррекционно-развивающие занятия, стали более активно работать на уроках, качественнее выполнять домашние задание, оптимизировались отношения с одноклассниками.

Однако, процент изменений, которые мы наблюдаем после посещения детьми коррекционно-развивающих занятий, незначительный. Это может быть связано, во-первых, с небольшим сроком прохождения преддипломной практики, во-вторых, это может свидетельствовать о необходимости комплексного подхода, т.е. участие специалистов различного рода в коррекции тревожности учащихся.

Выводы: 1. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста.

2. Выявлен факт взаимосвязи высокого и низкого уровней тревожности с «удовлетворительным» уровнем успеваемости и неуспеваемости детей. Этот результат подтверждает наше предположение о негативном влиянии на успеваемость обучения высокого и низкого уровней тревожности.

3. Существует возможность коррекции данной характеристики личности, но она требует комплексного подхода, для учета множества факторов, определяющих ее развитие.

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средством коррекции их тревожности

Правила работы с тревожными детьми:

1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время.

2) не сравнивайте ребенка с окружающими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.