Рефераты. Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

41

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Педагогический факультет

Кафедра Дошкольной педагогики и психологии

Дипломная работа на тему:

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

К защите допущена: Выполнила: студентка

43 группы ОЗО

Защита состоялась Храповицкая Эльвира

Владимировна

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доц.

В.Д.Пурин

Члены комиссии

Отметка:

Тверь 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Тезаурус……………………………………………………………………………6

Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ

§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11

§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести- семи лет………………………………………………………………………….21

Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26

§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации …………..................................................................................33

Глава III. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников

§1. Ход выполнения экспериментальной работы……………..…………........47

§2. Анализ результатов исследования………………………………………….51

Заключение……………………………………………………………………….63

Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65

Список литературы……………………………………………………………....68

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или - почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации).

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…

Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;

2) Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;

3) Подобрать диагностический инструментарий;

4) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;

5) Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;

6) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др.

Практическая новизна исследования. Впервые в рамках дипломных курсовых проектов на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ поднимается проблема «телезависимости» дошкольников. Настоящее исследование может стать основанием для дальнейших научных разработках (особенно в плане диагностики уровня агрессивности дошкольников).

Структура работы: дипломный проект состоит из введения, тезауруса, трёх глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

База исследования: подготовительная группа ДОУ №11 г. Твери.

ТЕЗАУРУС

Агрессия - это мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание (Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука) [В.В.Юрчук; 34]

Агрессивность - это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)

Адекватность восприятия (лат. adequaticus - приравненный, соответствующий) - “Это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры» [В.В.Медушевский. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. - М., 1980. - С142].

Адекватный (от лат. adequatos - приравненный, равный) - соответствующий, верное, точное; в теории познания - верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - М.: «БРЭ», 1998. - С.18)

Воспитание - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)

Восприятие - это психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов. (В.С. Мухина, ??????)

Гипотеза - ( греч. - «основание, предположение») - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, ???????????)

Диагностирование [от греч. diagnosis - распознавание] - это «деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушения нормального режима их работы» (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителй общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: В.А.Мижериков - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1995, С.119).

Духовная потребность - культурная потребность, свойственная только человеку. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе в зависимости от воспитания и усвоения свойственных данному строю форм поведения человека приобретает различные культурные потребности. (В.С. Мухина, ??????)

Жанр - (фр. «род»), исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. (А.А. Мелик - Пашаев, ???????????)

Информация - (от лат. information - разъяснение, изложение) - 1) сообщение, сведение о чём-либо…; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи… (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. - М.: «Русская мысль», 1995. - С133-134).

Классификация - различные формы (способы) логического группирования. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, ???????????)

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Ф.А.Кузин, ???????????).

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. ).

Массовая культура - один из видов деятельности, по созданию произведений, зрелищных представлений, предметов, пользующихся массовым, главным образом, коммерческим, спросом, а также сами такие произведения, представления, предметы. (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов: ок. 5000 слов.- М.: Рус.яз., 1995.395 с. )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.