Рефераты. Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности

Формирование и развитие наблюдательности у учащихся - основная задача формирования их восприятий и ощущений.

Как уже было сказано выше, многие профессии связаны со свойствами восприятия, точнее с их развитием. Например, наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов, и она просто необходима таким профессиям как педагог, милиционер и многим-многим другим. Поэтому при самоопределении юношам и девушкам необходимо учитывать особенности восприятия, выбор профессии зависит от развития восприятия. Развитие же восприятия, как и самооценки, зависит от семьи, окружающей среды, интересов, учебного процесса данной личности.

Разработаны различные рекомендации и схемы по ведению наблюдений за особенностями психического развития учащихся, предназначенные для учителей.

Развитие восприятия продолжается всю активную жизнь личности.

1.3. Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте.

Как уже было сказано выше, на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов - это семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, успеваемость.

У многих людей существует глубоко укоренившееся убеждение, что они неспособны к изучению математики.

Опираясь на рассуждения Роберта Б. Бернса [7], выделим следующее:

1.Человек не может овладеть математикой, потому что она ему не нравиться.

2.Она ему не нравится именно потому, что не дается.

Оба эти момента взаимосвязаны. Не исключено, что причиной неспособности является отсутствие интереса к предмету. С другой стороны, плохие результаты в изучении предмета служат подкреплением не заинтересованности в нем. Если ребенок в какой-то момент решил, что он не любит математику, он будет избегать любой ситуации, связанной с математикой. Больше того, если он уверился в своей неспособности к математике, то столкнувшись с необходимостью применения математики, он, вероятно, сделает это плохо. Таким образом, Я-концепция порождает поведение, которое ее подкрепляет.

Судя по всему, связь между самооценкой и достижениями носит характер взаимовлияния. С одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой - улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемость [7].

Любой опытный учитель легко приведет немало примеров, подтверждающих, что представления учащихся о своих способностях существенно влияют на их успехи в учебе и порой приводят к тому, что уровень успеваемости школьника оказывается значительно ниже, чем можно было бы предположить, ориентируясь только на его потенциальные способности. Часто учащиеся, еще не приступив к выполнению задания, заявляет, что он не сможет с ним справиться. Многие устные ответы, по существу правильные, сопровождаются словами, свидетельствующими о глубокой внутренней неуверенности: “Я вообще-то не знаю, но, кажутся …” и т.д. [7].

Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполненным [7].

Подобные рассуждения можно заметить в книге Филипа Райса:

дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением [5].

В статье Шарага Я.В. [13] также рассмотрено влияние самооценки на успеваемость. По мнению автора, учащиеся, имеющие адекватную самооценку, проявляют устойчиво растущую активность самопознания при решении учебных задач. Для учащихся с заниженной самооценкой характерна угасающая после первого неверного ответа активность самопознания. Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, проявляют угасание активности самопознания в начале решения задания и ее рост после первого неверного ответа. Заниженная самооценка, сопровождаемая неуверенностью в своих возможностях, может привести к отказу от решения задачи самопознания или к ее быстрому отрицательному решению (ученик уверен, что не выполнит задание). Это вызывает угасание активности самопознания, отказ от выполнения задания. Завышенная самооценка, чрезмерная уверенность в своих возможностях приводит к тому, что учащиеся, недооценивая задание, не рассматривают его как адекватное для самопознания и не проявляют активность самопознания. После неверного ответа учащиеся убеждаются, что задание нестандартное, оригинальное, проявляют к нему интерес. Одновременно наблюдается рост активности самопознания.

Для успешного обучения и восприятия материала, огромную роль играет активность учащихся.

Активность представляет собой определенную степень взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, что предопределяет условие осуществления любого вида деятельности, в том числе и учебной. Учебная активность - это степень включенности учащегося в этот процесс. Учебная активность тесно связана с интересами к учебе. Интересы классифицируют на устойчивые и глубокие, с одной стороны, неустойчивые и поверхностные - с другой.

Характеризуя учебное поведение школьников, можно отметить, что понятия “активность” и “самостоятельность” очень близки между собой. Это умение учиться без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога. Экспериментально доказано, что фактор автономности (самостоятельности) положительно влияет на успеваемость учащихся [15].

Еще одно подтверждение нашему предположению мы нашли в книге Липкиной А.Е. [25]: известно, что в процессе обучения учащиеся усваивают знание, развивается их мышление, с одной стороны, и, с другой, - у них воспитываются определенные личностные качества. Успех в решении учебных задач зависит не только от умственных способностей ребенка, но и от его личностных свойств, в частности, от самооценки.

Проанализируем сказанное: усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относится определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

Влияние самооценки на успеваемость также изучал психолог Казаков В.Г.. Уровни самооценки автор охарактеризовал следующим образом:

Самооценка неадекватно завышенная: личность с такой самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, свои личные качества, может стать высокомерной, заносчивой, нетерпимой к чужим мнениям и оценкам. В то же время, получая от других людей совсем иные оценки, чем он ожидает, он может утратить веру в окружающих, в их справедливость или же веру в собственные силы. О данной самооценке следует говорить, когда на ряду с ней обнаруживается завышенный уровень притязаний - стремление к достижению той степени сложности, на которую человек считает себя способным, не взирая на очевидную несостоятельность таких притязаний, проявляющуюся в неспособности решать задачи не только этой, но и гораздой меньшей степени сложности (то есть, идет подряд серии неудачных попыток при не снижающемся уровне притязаний).

Опираясь на эту характеристику, а также ранее рассмотренные факты и если проследить их достижения именно в математике, то можно сделать следующие выводы, что такие люди часто будут получать отметки совершенно не те, на которые рассчитывали и обвиняют в своей невысокой успеваемости учителей, а не самого себя.

Самооценка неадекватно заниженная: личность с такой самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, своих личных качеств. Боязнь отрицательного мнения и большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции.

В сфере деятельности поведение таких людей может быть непоследовательным, они действуют, как бы все время, оглядываясь на окружающих, ищут у них одобрения и своего утверждения.

Проанализировав выше сказанное, сделаем следующий вывод, что в данной ситуации очень важна роль учителя. Необходимо как можно больше уделять внимание данному ученику, постоянно подбадривать его, тем самым, повышая его самооценку, а значит вызывать у него желание учиться, что повысит его успеваемость.

Самооценка адекватная, высокая: личности с высокой адекватной самооценкой характерна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, самостоятельность в анализе изучаемого материала.

Самооценка адекватная, средняя: люди с такой самооценкой имеют, в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют этих учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, показывающих хорошие профессиональные знания, но и проявляющих склонность к репродуктивности, скорее пересказу, чем к собственному анализу материала.

Самооценка адекватная, низкая: учащиеся с такой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных. При изучении уровня притязаний, лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, обращаясь к трудным, лишь для ознакомления с их содержанием, не беря на себя обязательности решить их. Позиция занижения в самооценке служит неким тормозом в овладении знаниями и навыками, ухудшает эффективность учебной деятельности [24].

Почти все учителя сталкиваются со следующей проблемой: родители приходят с вопросом, почему моему ребенка ставите плохие отметки? Вроде бы, дома данный ученик всегда делает домашнее задание, родители его проверяют, а приходит из школы - и опять плохая отметка.

А все дело в том, что школьник часто боится отвечать у доски, боится осуждения учителя, одноклассников, то есть у данного ученика очень низкая самооценка. Такому ученику должны помочь преодолеть эти трудности, как учителя, так и родители.

Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и вследствие избирательности восприятия усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведение учителей. Если, например, учитель улыбается, то это отнюдь не является признаком его расположения к нему: он просто смеется, издевается над ним. Если учитель старается на уроке вовлечь его в общую дискуссию, то лишь означает, что его хотят сделать посмешищем перед всем классом. Даже самые искренние попытки учителя вступить в контакт с учащимся, могут быть восприняты как стремления унизить и оттолкнуть его, ибо смысл, как известно, определяется не словами и жестами, как таковыми, а личностью того, кто воспринимает эти слова и жесты. Возникающее у человека стойкое ощущение собственной неадекватности, предчувствие неудачи, негативное представление о своих возможностях начинают все более властно определять его последующее поведение. Ожидание неудачи, поддерживаемое и питаемое действиями и реакциями, как самого учащегося, так и учителей, создает в их взаимоотношениях труднопреодолимый психический барьер, заставляют ребенка отвернуться от школы [7].

Но бывает, что эта проблема имеет следующую причину:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.