Рефераты. Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности

Возрастная психология- отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.

Предметом возрастной психологии является исследование психических особенностей человека в онтогенезе с момента его рождения и до старости, вычленение качественных отличий, своеобразие каждого этапа ” [3].

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами попытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Уже не ребенок, но еще и не взрослый [4].

Юность в возрастной психологии определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека.

В возрастной психологии хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. Мы же будем придерживаться возраста 15-18 лет.

Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится, теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учебе.

Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Ранняя юность - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. В этот период имеется не только достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает интерес в своем будущем.

Юность - время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно соотносить свое поведение - все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идет не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учете оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определенного мироощущения, формирования мировоззрения, при этом остаются условия для трудностей и конфликтов.

Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Данный период характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности.

Остановимся более подробно на развитии самосознания и самооценки в данном возрасте.

В период ранней юности происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание [1].

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего - в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис - Эта вещь - мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» [15].

Главное новообразование этого возраста - открытие “я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.

Рост самосознания - это характерная особенность личности в юношеском возрасте. Уровень самосознания определяет и уровень требования школьников юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, взаимоотношения с другими людьми.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее [4].

У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценка.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности [25].

У школьников старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с предстоящей профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [15].

Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, опираясь на чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. При этом нужно трезво оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. При этом происходит осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем [4].

Самоопределение, построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Все это тесно связано с самооценкой.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [25].

Если рассмотреть самооценку десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием “ Я - концепции ” и необходимостью самоопределения.

В 11-ом, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет “оптимистическую” самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высокая и глобальная - охватывает все стороны жизни, смешивается желаемое и реальное достижимое. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низкая, конфликтна. В этой группе много девочек [4].

Так же, как и завышенная, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности, в том числе и в учебе, не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

В связи с изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность [4].

На уровень самооценки, безусловно, влияет внешний вид юноши и девушки. Как было сказано выше, юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу “маскулинности” или “фемининности”. При этом юношеский эталон красоты и просто “приемлемой” внешности нередко бывает завышенным, нереальным [2].

Поскольку наружность - важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают беспокойство, чувство тревоги.

Высокий уровень развития самосознания ранней юности, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием, в отличие от подростков, но всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых.

Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования юноша может выбрать профессию, которая ему будет действительно интересна. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни [2].

А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Юноша готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к тому, что отсутствует стремление к самовоспитанию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами [2].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.