Рефераты. Влияние особенностей педагогических коммуникаций

2)Средняя шкала (4 - 7 баллов, суммарно):

Русский язык - 13 чел.

Чтение - 12 чел.

Музыка - 12 чел.

Естествознание - 12 чел.

География - 8 чел.

Этикет - 6 чел.

Физкультура - 4 чел.

Труд - 4 чел.

ИЗО - 4 чел.

Математика - 3 чел.

Ритмика - 1 чел.

Микровывод. В пятерке первых предметов - те, чей рейтинг невысок на высокой шкале (8-10 баллов); среди “лидеров” высокой шкалы: этикет отметили 6 чел., ритмику - 1 чел.; музыку средним баллом отметили 12 чел., то есть ровно столько же, сколько высоким (суммарно).

низкая шкала (1-3 балла, суммарно) - это негативная отметка предмету. Здесь ситуация выглядит следующим образом:

География - 3 чел.

Ритмика - 3 чел.

Этикет - 2 чел.

ИЗО - 2 чел.

Труд - 2 чел.

Естествознание - 2 чел.

Музыка - 2 чел.

Чтение - 1 чел.

Физкультура - 1 чел.

Микровывод. Неудовлетворительное отношение высказывают к фаворитным предметам: ритмика - 3 чел., этикет, ИЗО, труд - по 2 чел., музыка - 2 чел., не представлены в данной шкале математика и русский язык.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, результаты количественного анализа рейтинга предметов показали, что уроки музыки в данном классе не являются популярными среди большинства детей, а лишь менее половины класса (12 человек). Возможно предположить, что искусство - не та “стихия” именно этих ребят именно этого класса? Да, но как же тогда высокий рейтинг этикета и ИЗО? Выходит, данное предположение не оправдывается. Причин низкому рейтингу может быть несколько, вероятно, одна из них взаимосвязана с высокими значениями показателя “Фрустрационная нетолерантность” (см. выше тест социально-коммуникативная компетентность), что может быть связано с личностными или профессиональными затруднениями педагога, работающего на исследуемом классе. Более глубокий анализ требует продолжения данного исследования.

Для повышения рейтинга уроков музыки представляется перспективным изучение данных, полученных по методике неоконченных предложений в разделе “Мне бы хотелось”, с точки зрения перспектив их использования (также см. рекомендации).

Вывод к главе. Проведенный анализ позволяет:

выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе, которому присущи такие качества, как: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, вместе с тем нетерпеливость, легковозбудимость; а также добросовестность, уверенность в себе - и вместе с тем флегматичность, сдержанность;

рассмотреть психологический профиль учителя музыки в данном классе, особенности педагогических коммуникаций, в результате чего видно, что наибольшую выраженность имеет доброжелательное, активное диалогичное взаимодействие с детьми;

выявить низкий рейтинг уроков музыки в данном классе и попытаться объяснить сложившуюся ситуацию.

Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.

1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем:

Р расширять педагогическую компетентность путем теоретической проработки материала;

Р возможно проведение тренинга невербальной педагогической коммуникации;

С целью расширения диапазона коммуникативного взаимодействия и повышения уровня педагогической интуиции, важной для развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки (см. библиографический список, NN 2, 5, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 31, 38, 39, 40, 41).

2. Музыка как вид искусства требует от человека эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, внутреннего “проживания” музыкального текста, то есть того, что вербально (словами) передать бывает очень непросто. Поэтому, расширяя свой репертуар в плане невербального взаимодействия, одновременно следует:

Р совершенствовать вербальный компонент путем расширения своего лексического запаса.

3. На основании результатов, полученных при корреляционном анализе теста-вопросника Р.Кетелла,

Р особое внимание педагогам следует уделить формированию произвольности, саморегуляции, а также формированию отношений к социальным нормам и ответственности.

Выявленная взаимосвязь эмоционального и учебного ста туса во-первых, подтверждает возрастные закономерности младших школьников, а во-вторых,

Р открывают возможности для построения гармоничных межличностных отношений в классе как через направленную работу в эмоциональной, межличностной, так и в учебной деятельности. При этом уроки музыки, в отличие от других учебных дисциплин, имеют значительно большее поле для учебно-воспитательной работы

(иными словами, поднимая эмоциональный статус средствами музыки, повышается и статус учебный).

5. Также мы рекомендуем:

Р анализ планирования урока с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), которые отражены в методике неоконченных предложений. Предлагаемая рекомендация имеет смысл для ее применения по 2-м причинам:

для повышения и сохранения высокого статуса педагога;

для повышения рейтинга своего предмета (в данном случае, музыки) - в связи с его низким рейтингом, который определен на текущий момент.

Выводы

Изучена и проанализирована литература по теме исследования; в библиографическом списке представлено 41 наименование.

Изучены особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя музыки, в результате анализа которых выявлено, что характерным для данного педагога является доброжелательное, очень активное, инициативное диалогичное общение с детьми.

Изучены и проанализированы особенности индивидуальности младших школьников, что позволило выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.

Рассмотрено влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки; таким образом, гипотеза:

1-е предположение подтвердилось;

2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования.

5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учщимися.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.

Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.

Гладунцова М.А., Замятина И.А., Школяр В.А.,

Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1класс (программа и методика). - Москва, 1996.

Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак:

Рассказы о невербальной коммуникации. - М.:Молодая гвардия, 1991.

Детский психолог. Выпуск 4 - “Тотем”: издательство

“Приазовский край”, 1993.

Детский психолог. Выпуск 5 - “Тотем”: издательство

“Приазовский край”, 1994.

Детский психолог. Выпуск 11 - “Тотем”: издательство “Приазовский край”, 2001.

Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влия-

ния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В.,

Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие.

“Радуница”, 2004.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М.:ТОО “Независимая фирма ”Класс”, 1993.

Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”. - М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.

Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1987 N 3.

Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 2004, N 4.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.

Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.

Ниренберг Д., Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека. - Минск.: ООО “Попурри”, 1996.

Ниренберг Д., Калеро Т. Читать человека - как книгу. - М.: Экономика, 1990.

Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание человека). М.: Дело, 1996.

Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.

Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Пиз Аллан. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: ”Ай кью”, 1994.

Практическая психология образования / Под редакцией И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 2004.

Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 2001 N 6.

Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990.

Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. ЦАПИ Москва. 1994.

Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. 1994 N 6.

Русская Елена. Имидж современного педагога // Источник неизвестен.

Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М.: АО ”Интерэксперт”, 1996.

Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника // Вопросы психологии. 2004 N 5.

Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. 2004 N 6.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1996.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.