Рефераты. Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников

При либеральном стиле педагогической деятельности учитель передаёт инициативу ученикам. У учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако такой стиль даёт хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если уровень не является максимально высоким, то существует опасность потери возможностей управления ходом урока в классе. (3.С.364-365; 2.С.186).

Никонова А.Я. и Маркова А.К. выделили стили педагогической деятельности на основе содержательной характеристики стиля (ориентация учителя на процесс и результат труда, развёртывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов), на основе динамической характеристики стиля (гибкость, устойчивость) и результативности (уровень ЗУНов школьников и их интерес к предмету).

При эмоционально-импровизационном стиле (ЭИС) ориентация учителя на процесс обучения. Во время опроса учитель опрашивает только сильных учеников в быстром темпе, давая мало им говорить, не дожидается, пока ученик сформулирует ответ. Недостаточно представлены закрепление, повторение материала и контроль за знаниями учащихся.

Учитель ориентируется на процесс и результаты обучения при эмоционально-методическом стиле (ЭМС), производит поэтапную отработку материала, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, постоянно представлены повторение и закрепление. Учитель стремится заинтересовать детей особенностями предмета.

В условиях рассуждающе-импровизационного стиля (РИС) происходит ориентация на процесс и результаты обучения. Во время опроса учитель предпочитает воздействовать на учащихся косвенным путём посредством подсказок, уточнений, давая возможность оформить ответ.

При рассуждающе-методическом стиле (РМС) учитель ориентируется на результаты обучения, использует стандартный набор методов обучения, способов и средств педагогической деятельности (систематичность закрепления, повторения, контроля знаний), предпочитает репродуктивные виды деятельности учащихся. Во время опроса обращается к небольшому количеству учеников, давая время на обдумывание ответа, уделяет особое внимание слабым ученикам. (3.С.369-372).

Известно, что когда человека заставляют, принуждают, то он не проявляет в полной мере инициативу, активность, творчество. А самое главное, принуждение вызывает у учащихся отрицательное отношение к учебному труду и нежелание заниматься им, желание учиться ради отметки. Но в сложившейся традиционной системе каждый элемент играет важную роль, и если устранить какой-либо из элементов, то разрушится вся система. Традиционная, авторитарная педагогика может полностью разрушиться, если из неё изъять отметки. Отметки - как монолитные столбы, на которых держится процесс обучения. (4.С.5). Учебная деятельность школьника формируется в основном в таких условиях, когда постоянно контролируются и проверяются его знания, повторяется уже изученное, а это всё идёт в ущерб самостоятельности мысли. Учебная деятельность, лишённая собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и мотивирующей основы. Ш.А.Амонашвили отмечает, что «сознательность учения, самокритичность и критичность мысли, творческий поиск, самовоспитание - все эти проблемы связаны с оценочными умениями их учебной деятельности». (1.С.72). Само учение не приобретает для школьника самостоятельного смысла, т.к. не позволяет ему пережить радость добровольного включения в учение. Поэтому при такой системе обучения и понимания оценки отменить баллы и проверку нельзя. Но ещё К.Д. Ушинский говорил, что «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания». (цит. по 1.С.39)

Важно не заглушить желание учиться, а дать возможность каждому ученику проявить себя в процессе самостоятельного овладения ЗУНами с самой лучшей стороны. Ребёнок, «достигнув цели напряжением воли и мысли, чувствует отвращение к подсказке, шпаргалке, списыванию». (цит. по 4.С.76)

Е.И. Перовский отмечал, что существует три формы проверки: устная, письменная и графическая. Любая форма контроля и проверки сопровождается оценочным суждением либо со стороны самого ребёнка, либо со стороны учителя или другого взрослого.

К устной проверке относится опрос, который является самым распространённым и ведётся по материалу урока и по домашнему заданию. Опрос даёт сразу результат - отметку, которая является своеобразным кнутом, подхлёстывающим учеников. Н.И. Пирогов пишет: «Входя в класс, мы видим учеников, сидящих перед раскрытыми учебниками; один из учеников, обыкновенно, стоит и отвечает; другие сидят и читают «про себя» в книге или в тетрадке; никто не следит за ответами товарища; немногие слушают учителя. Я не раз пробовал останавливать отвечающего на недоконченном ответе, заставляя продолжать другого… и нередко убеждался, что он совсем не слышал о чём шло дело. Можно ли ожидать успеха при таком способе преподавания?» (цит. по 4.С.42-43). После проведённого опроса, почти все ученики сказали, что никаких новых знаний и сведений они не получили, а те, кто не усвоил материал, после прослушивания ответа одноклассника, так и не усвоили его. (4.С.65-66). Факт побуждения учащихся к слушанию говорит о том, что ученики не видят в этом необходимости.

Таким образом, «экзаменационное направление» в наших училищах не приносит никаких благих результатов, мешает учащимся овладеть знаниями. «Оно вредно, оно возбуждает в учащихся учиться для экзамена, а не для науки». (цит. по 4.С.42-43). Кроме того, в современной школе доминирует практика «среднего балла», когда итоговые отметки выводятся из слагаемых отметок, полученных учеником по предмету в течение четверти. Как, например, можно приписать одинаковый содержательный смысл двум «тройкам», если одна выведена из слагаемых «2+4», а другая - «3+3»? Они содержат совершенно разный психологический смысл. Если сегодня ребёнок получил «2» за незнание одного параграфа, то завтра он получит «5» за знание другого параграфа. «Двойка» заставила ученика готовиться более усиленно, чтобы исправить отметку. Но в этом случае пробелы в знании того, невыученного материала не пополнятся, и нельзя будет сказать, что ученик «исправил отметку».

Ш.А. Амонашвили так высказывает по проблеме «среднего балла»: «Средний балл - чисто формальный, несоответствующий действительности фиксатор уровня ЗУНов, т.к. манипуляция баллами не отражает движения и состояния знаний у ребёнка». (1.С.26)

Письменная проверка имеет преимущество перед устной, т.к. охватывает весь класс и даёт более ясную картину о знаниях учащихся (если не брать во внимание использование нечестных способов для получения «хорошей» отметки). У такой проверки есть свои отрицательные стороны. Так, например, сильный ученик выполнит задание за несколько минут и будет оставшееся время просто сидеть без дела, а, следовательно, урок для него пройдёт впустую, он уверен, что получит «5» или «4». С другой стороны - слабый ученик, не справляясь с этим же заданием, понимает, что он всё равно не выполнит работу и получит «2», сидит и ждёт звонка.

В зарубежных странах в практике контроля нередко используют «тесты успешности», которые включают в себя несколько десятков заданий, охватывающих основные разделы курса. Однако эти тесты подвергаются серьёзной критике, т.к. преподаватель имеет дело только с конечным продуктом деятельности ученика, не имеет возможности оценить путь, которым шёл ученик к данному ответу. Таким образом, учитель не получает сведений о познавательной деятельности школьника. Кроме того, задания с выборочным типом ответа подавляют самостоятельность, творчество учащихся, часто оказываются необъективными по отношению к способным, думающим ученикам; учащиеся не получают сразу результата, им не указывают, где они совершили ошибку, а, следовательно, возможно запоминание неверных ответов.

Всеобщее среднее образование в России привело к возрастанию количества учащихся в школе, что увеличило количество учеников, нежелающих учиться, а это привело к второгодничеству. Ф.В. Костылев считает, что второгодничество психологически травмирует личность; он пишет: «При наличии соответствующего закона второгодничество превратилось во врага обязательного среднего образования, стало невозможным и бессмысленным». (4.С.69).

Свою лепту внесла процентомания, которая возникла с появлением отметок (баллов) и заключалась в действиях, направленных на получение высокого процента успеваемости учащихся нечестным путём, т.е. завышение отметок ученикам. Процентомания возникла очень легко: высокий процент «четвёрок» и «пятёрок» - хороший учитель, низкие показатели - плохой учитель (в число таких учителей нередко попадали учителя, работающие добросовестно и объективно оценивающие знания учащихся, а «хороших» учителей награждали и поощряли). Детям, конечно, это нравилось, т.к. можно не учить урок, а «хорошую» отметку учитель всё равно поставит. Но, если неовладевшего знаниями по предмету ученика перевести в следующий класс, то он не сможет усвоить новый материал по этому предмету и будет неуспевающим.

Многие считают, что причиной процентомании является отсутствие точных критериев оценки знаний. Если причиной процентомании является проверка и отметка, то следует не проводить её и не выставлять баллов. Но предыдущий опыт отмены отметок показал, что в условиях существующей системы обучения без баллов не обойтись, т.к. учащиеся просто перестанут учиться. Если деятельность осуществляется под руководством учителя, то он своими оценками и подсказками управляет процессом созидания.

Однако не оценивать работу школы по качественному и количественному показателю нельзя, т.к. главной задачей любого учебного заведения является развитие личности и вооружение учащихся прочными и глубоким ЗУНами.

К.Д. Ушинский писал: «Почти во всех русских учебных заведениях принято обозначать цифрами прилежание и успехи школьников. Мы употребляем цифры от «0» до «5». «0» показывает, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей… «Единицу» и «два» ставят тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок. «3» ставят за посредственное прилежание; «4» - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; «5» получает он за отличное знание урока». (цит. по 4.С.28). Со времён Ушинского эта балльная система претерпела некоторые преобразования, превратившись фактически в «четырёхбалльную» систему (хотя её называют «пятибалльной»), но содержательный смысл баллов остался. Так, сегодня полностью исключена отметка «0», а «единица» применяется на практике в исключительных случаях, ставится она для того, чтобы в последствии исправить её на «4», или за поведение, и выражает она скорее крайнее обострение отношений между учеником и учителем, чем объективную оценку уровня знаний учащегося.

Таким образом, старая традиционная система обучения устарела и изжила себя. Отметка и проверка знаний учащихся является неотъемлемой частью существующего ныне процесса обучения. Пока этот процесс не будет изменён, без проверки и отметок обойтись невозможно, и тем более их нельзя отменить. Отметки нет ни в одном виде деятельности, кроме школы. Поскольку баллы отрицательно влияют на учение и воспитание подрастающего поколения, приучают школьников обманывать и совершать антиобщественные поступки, то назрела необходимость найти другую систему учебной деятельности, которая не требовала бы отведения особого времени урока на контроль.

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности

Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.