Рефераты. Влияние игры на межличностные отношения младших школьников

Играли с ребятами в игру «Красная шапочка» (Приложение 6). Игра представляла собой некую ролевую игру, или по - другому, театр- экспромт. Из всего класса мне нужно было выбрать 5 человек, которые для остальных покажут сказку. Заранее индивидуально с каждым побеседовала и в итоге определились участники игры. задачей не было заучивание текста, а только передать сказку со своими эмоциями, со своими переживаниями. Ребятам, которые выступали, очень понравилось исполнять роли (это, только исходя из их слов). Остальным ребятам было очень приятно смотреть на своих одноклассников, которые именно для них показывают сказку. Впечатлений и аплодисментов было много.

После проведенных столь серьезных игр, я индивидуально с каждым провела беседу. Целью этой беседы было: узнать, какие впечатления у ребят, нравится ли им, чем мы занимаемся, хотят ли что-то изменить. По данным этой беседы было видно следующее: ребятам интересно играть, интересно, когда они работают в командах, им очень нравится побеждать и быть лучшими. Но им не нравится то, что я сама по своему желанию делю их на команды. Ребятам, которые участвовали в игре «Красная Шапочка», понравилось, что им аплодировали. Для меня, их откровения просто бесценны. Ведь, если проследить за положением дел с момента, когда я только пыталась заинтересовать ребят играми, и до этого момента, то можно заметить следующее: во-первых, между мной и ребятами установился контакт, если в первые дни они вовсе не замечали и не воспринимали меня, то на данном этапе ребята уже стали здороваться и спрашивать, будем ли сегодня играть. Во-вторых, между самими ребятами отношения начали меняться. Между девочками стало меньше конфликтов, а мальчики начали общаться с девочками. Ребята стали общаться с девочкой, которая является изолированной по данным метода социометрии. В-третьих, то изначальное агрессивное и враждебное отношение чуточку снизилось. Но по-прежнему, ребята могут не играть в силу своего неважного настроения. Один мальчик долгое время отказывался от игр.

Следующим этапом в моем исследовании была игра интеллектуального характера - «Тайная телеграмма» (Приложение 7). Игра была коллективной. Ребятам необходимо было объединить усилия, чтобы решить одну задачу - разгадать телеграмму. А для этого необходимо было разгадать все загадки. Ребята увлеклись разгадкой этой телеграммы и вместе замечательно справились с заданием. Каждый из ребят пытался внести свой вклад в решение поставленной перед ними задачи. После того, как ребята справились с этим заданием, последовало следующее. Необходимо было коллективно решить, какой вклад в совместное дело внес каждый из участников игры. Сначала ребята совершенно не поняли кА это можно сделать, ведь никто не замечал, кто и как отвечал. Каждый пытался показать самого себя с лучшей стороны. Но затем ребята все же оценили своих товарищей. Таким образом, я узнала, как ребята относятся друг к другу, каково коллективное мнение, чье слово является главным. По данным оценкам выявилась следующая картина: по сравнению с проводимым в классе методом социометрии ничего не изменилось, за исключением оценки девочки, которая является изгоем в классе. Ребята оценили ее вклад в совместное дело на «хорошо».

Следующая игра была не запланированной, но прошла хорошо. У ребят был свободный урок, и я решила провести с ними игру. В этой игре разделила ребят на три команды. Им необходимо было вместе выполнить задание - назвать как можно больше существительных во множественном числе. Целью являлось закрепление навыков коллективного сотрудничества, через игровые ситуации формировать и развивать общую культуру ребенка, добиваться атмосферы доброжелательности, развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, мышление, кругозор.

Следующая игра, которую я проводила с 4 классом, называется «Театр - экспромт» (Приложение 8). Ребята знали, что мы будем играть, но во что именно даже не догадывались. Главным здесь являлось слуховое восприятие, воображение и творческие способности ребят. Перед началом игры я предложила ребятам имеющиеся роли, которые они должны были выбрать сами для себя. Затем объяснила задание: я читаю текст, а ребята проигрывают свои роли. Совершенно не зная текста, ребята должны показать сказку.

Конечно, ребята очень растерялись, но с заданием справились отлично. Но, чтобы у нас не получились суета и хаос, некоторые моменты из сказки я повторяла. Ребята подсказывали друг другу как нужно сказать, как нужно сделать. В общем, у нас получилась отличная сценка. Вновь попросила ребят, чтобы они оценили своих товарищей. Затем повысила уровень сложности этого задания, им предстояло оценить самих себя. В этот раз по оценке своих товарищей ребята справились намного быстрее. А вот по оценке самих себя ребята почти и не думали - все поставили самую высокую оценку, то есть «5». Это показатель завышенной самооценки у учащихся.

Игра «Большой кроссворд» (Приложение 9), относящаяся к играм развивающим, развлекательным. На доске был нарисован кроссворд, а ребятам его, естественно, нужно было разгадать. Вопросы в виде загадок, были очень просты, поэтому все участники замечательно справились с заданием. Главным здесь было донести до сознания учащихся, что нужно быть воспитанными, дисциплинированными, а также уважать своих товарищей, когда они отвечают. В плане дисциплины хороших результатов достичь не удалось. Ребята то и дело подсказывали друг другу, выкрикивали со своих мест. Но задача, в которой заключалось развитие мышления и кругозора учащихся, была выполнена. В общем, у нас получилась такая живая. Бурная и интересная игра.

В классе компенсирующего обучения провела одно психологокоррекционное занятие «Группа - я - группа» (Приложение 10). Для ребят здесь было очень сложно выполнить некоторые упражнения. Например, «Свеча». Участник, который находился в центре круга, почти доверился нам. Но ребята этого не поняли и решили, что сейчас с ним можно делать все что угодно. Мне было очень сложно донести до их сознан, что каждый человек заслуживает уважения и доброго отношения к нему. Думаю, если бы каждый из них побывал в центре круга, то может быть что - то в их сознании изменилось. Например, в упражнении «Волшебный стул», где ребятам нужно было сказать сидящему комплимент, участник ничего не смогли сказать. Почти все отказывались что-либо говорить. Особенно эта проблема возникла, когда в центре сидели девочки.

Заключительная игра с 4 классом называется «За что меня должны уважать?» (Приложение 11). Для участников эта игра, относящаяся к разряду психологокоррекционных игр, стала очень трудной. Для меня итог данной игры стал подтверждением о завышенной самооценке и эгоцентризме учащихся. Я считаю, что ребята все же понимают, что любят и уважают человека за хорошее поведение, хорошее отношение его к другим, за хорошие дела, которые он совершат. И не один из участников не смог сказать, что его кто-то должен уважать. Таким образом, я на некоторое время заставила каждого из них задуматься над своим поведением и отношением к другим людям.

Результат, хоть самый маленький, он все равно результат. У ребят изменилось отношение ко мне: они стали здороваться со мной и спрашивать как у меня дела. Может здесь, повлиял тот факт, что я с учащимися всегда была тактична, внимательна и почти всегда играла вместе с ними. Отношения между ребятами тоже изменились. Две девочки, у которых были враждебные натянутые отношения, стали более чаще разрешать возникающие у них конфликты в словесной форме. Девочка. Которая по исследованию метода социометрии была изгоем, стала более уважаемой учащимися. Изначальный агрессивный враждебный настрой ребят немного снизился. И если они изначально играли только по настроению, то уже в конце моей работы с ними факт настроения отодвинулся на второй план. Ребята поняли, что играть интересно.

Я считаю, что игра влияет на формирование и развитие межличностных отношений у ребят младшего школьного возраста, а также формирует нравственные качества, коммуникативные навыки, творческие способности, развивает воображение, память, мышление.

Отмечен и такой факт: урок с применением игровой деятельности проходит намного интересней, и материал усваивается лучше. А работа учащихся становится продуктивней. Такие уроки позволяют повысить у учащихся интерес к учебной деятельности, помогают разрешить возникающие трудности в плане обучения. Уроки с применением игровой деятельности формируют дисциплинированность, развивают усидчивость у учащихся.

Заключение

Итак, в заключении можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках общества.

Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят - работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли ». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.

Литература

1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - М. - С.16 - 19.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 - 26.

3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989. - 256 с.

4. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - М. - С.58 - 61.

5. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. - 2002. - №3. - М. - С.25 - 28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.