Рефераты. Влияние игры на межличностные отношения младших школьников

Интенсивное использование игры во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и так далее). Первые есть собственно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра - технологический способ обучения.

Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение. В настоящее время игры выходят на новый высокий уровень, используются разнообразно и результативно. С данной позиции все детские игры делятся на следующие виды:

- физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);

- интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;

- социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные);

- комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность) (8, с.14).

Ролевые игры. В младшем школьном возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

Сюжетно-ролевые игры. В первом полугодии учебного года классный руководитель (воспитатель) интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

Главным здесь является стимулирование творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей. Включение в общий сюжет ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей. При этом учитываются игровые интересы детей (16, с.63).

Театрализованные игры. Такие игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонация, жесты, мимика) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.

Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей младшего школьного возраста является не легкой задачей (1, с.24).

Дидактические игры. На занятиях учитель организовывает и проводит дидактические игры: упражнения детей в узнаваниях, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению; решать задачи. У них развиваются сосредоточенность, внимание, настойчивость, а также познавательные способности.

Музыкально-дидактические игры. Данный вид игр осваивается детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности (15, с.45).

Двигательные игры. Ритм современной жизни, учебная обстановка, пассивные зрелища, тяга к которым у ребят, к сожалению, заметно увеличивается, - все это вызывает повышенную утомляемость. Поэтому используют двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) - самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей. В основе двигательных игр лежат физические упражнения. Двигательные игры способствуют воспитанию: воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

Деловые игры. Под деловыми играми (этически деловыми) понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловые игры возникли как один из наиболее эффективных методов активного обучения. Деловая игра применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана. Деловая игра всегда метод коллективного обучения; участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в деловых играх специальными средствами создается эмоциональный настрой для активизации и интенсификации процесса обучения (39, с.131).

Экстатические игры (от греческого “восхищение”). Отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. К экстатическим забавам относятся современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения самовыражения танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение, восторг. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, катание на каруселях, раскачивание на качелях, катание на велосипедах и многое другое (30, с.133).

Освобождающие игры. К данному типу игр следует отнести:

- миметрические игры (от греческого “подражанием”) - пантомимы, пародирование, экспромтные драматизации детей (акробатика, кукольные представления и номера оригинального жанра);

- юмористические забавы: речения, розыгрыши, игры-шутки, анекдоты, посиделки, страшилки и другое, которое выступает в роли механизма защиты личности ребенка;

- трюки, парадоксы, фокусы;

- игры случайного выигрыша, непредсказуемой удачи: карты, домино, лотерея, игры в кости и другое (21, с.13).

Лечебные игры. Возникшие в 20-е годы психотерапевтические игры - вид психической гимнастики, с помощью которой вырабатываются навыки сотрудничества, диалога, способность к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в семье и группе сверстников. Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям “выплеснуть” негативные эмоции, разрядиться (31, с.41).

Игры ритмические, хороводные, музыкальные. Игры под музыку имеют большое воспитательное и образовательное значение. Музыкальная игра развивает пластику, ритмику, воспитывает умение произвольно придавать движениям различную временную протяженность. Часто игра построена на прыжках, движениях с предметами, что помогает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество, легкость. Игры под музыку способствуют развитию музыкального вкуса, музыкальной грамотности, прививают любовь к музыке в целом.

Игровые забавы, шутки, аттракционы. Дети очень ценят хорошую шутку, забаву, аттракцион, в основе которых заложен элемент игры. Аттракционы, веселые многоборья, забавы, игры-шутки приносят детям бесценный человеческий дар. Игры-забавы являются играми-упражнениями, играми-соревнованиями. Они своеобразный экзамен и общественный смотр личных достижений ребенка. Игровые забавы таят в себе серьезный интеллектуальный потенциал.

Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры). Игровые программы сводят досуговую деятельность ребенка к манипуляции на экранах дисплеев, к погружению в нарисованный примитивный мир военных или иных конфликтов. Электронно-игровая “наркомания” формирует ущербный тип личности, вызывает нервно-психологическое истощение. Игровые автоматы - серьезная примета технической эры. Их появление открывает, несмотря ни на что, новые возможности для развития воображения, быстроты реагирования, мгновенного принятия решений. Дети принимают эти игры с энтузиазмом, их влечет испытать себя в противоборстве с электронным партнером, проверить меру своих способностей, своих возможностей. Игровая компьюторика - новый пласт игровой культуры современных детей. Это важная перспектива развития целенаправленного досуга детей (4,с.59).

Функциональность игры идет от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего ребенка и редуцирования человеческой деятельности им. Функции игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение, игра -бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, игра-сообщение, игра-риск и так далее. Существует игра, синтезирующая в себе многое из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида. Роль игры в познавании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии чувства юмора и другое. Наиболее важными функциями игры являются следующие:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики;

- коммуникативная функция игры;

- диагностическая функция игры;

- игротерапевтическая функция игры;

- функция коррекции в игре;

- развлекательная функция игры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенции воспитания и формирования его как личности, позволяющий ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиции сублимации. Социокультурный смысл, к примеру, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развивать их. В играх утверждаются и межпоколенные связи (3, с.43).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.