По изучению уровней развития игры выявлены следующие результаты (таблица №13):
- восемь детей с ясно очерченными и выделенными ролями до начала игры, у них развита ролевая речь, действия очень разнообразны, но иногда прорываются внеигровые взаимоотношения;
Таблица № 12 Результаты осознания прошлых и будущих действий старшими дошкольниками
- у 12-ти детей после 6-ти лет ясно выделены и очерчены роли, с взаимосвязанными ролевыми функциями. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.
Методика показывает значительное изменение уровня развития игровых действий после применения методических рекомендаций педагогом-психологом, а именно то, что все дети 1-го и 2-го уровней первого этапа эксперимента перешли в группы детей 3-го и 4-го уровней на завершающем этапе.
Ответы педагога-психолога во время диагностики особенностей руководства игрой на этом этапе были следующие:
1. Сюжетно-ролевая игра развивает навыки общения у детей дошкольного возраста и необходима для развития речи, мышления, памяти и др.
2. Игра должна сочетаться с основными развивающими занятиями по тематике.
Таблица №13 Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)
Показатель игры
I уровень
II уровень
III уровень
IV уровень
Основное содержание игры Характер игровой роли Характер игровых действий
Алешин К 6 л и 5 мес
Виолетова А. 6 л 7м
Друшинина О. 5л 5 м
Варламова Л 5 лет
Симонян А. 6 л. и 5 м
Широконян О.5 л и5м
Яновских Д. 6 л.
Гришко С. 7 лет
Абоняев С 6 л
Бондаренко С. 6 л 10м Дороховко Р. 6л 8мес Сильченко А. 7л Струров О 6 л 1 мес
Жуков Н. 6л и 5 мес
Яркова Ю. 6 лет
Яруш Э. 6 лет
Яикина Ж.5 л. 6мес
ВСЕГО ДЕТЕЙ:
8 детей 5-7 лет
12 детей после 6 лет
3. Детей необходимо нацеливать на сюжеты, помогать им выбирать роли, поощрять самостоятельный выбор роли и сюжета.
4. В организации сюжетно-ролевой игры следует учесть игровой опыт старших детей и поощрять их к передаче его младшим детям.
При наблюдении за руководством воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей на заключительном этапе были отмечены следующие особенности руководства сюжетно-ролевой игрой:
1. Сюжетно-ролевым играм отводится важное значение наряду с основными развивающими занятиями и режимными моментами.
2. Опыт детей с целью развития сюжетно-ролевой игры обогащается воспитателем, игры организуются планомерно и последовательно.
3. Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, предваряя их беседой и подготовкой оборудования, обсуждением с детьми ход будущей игры.
4. Воспитатель, помимо наблюдения за соблюдением детьми правил игры, включается в игру на разных этапах развития сюжета, берет на себя роли.
6. Сюжетно-ролевые игры проводятся с использованием прямых и косвенных приемов, опыт детей обогащается в процессе руководства игрой взрослым.
7. Воспитатель регулирует взаимоотношения напоминанием нравственной нормы к выполняемой роли.
В целом руководство игрой используется как средство развития детей, коррекции их поведения и развития навыков общения.
Данная позиция воспитателя говорит о целесообразности применения рекомендаций по организации руководства сюжетно-ролевой игрой у детей дошкольного возраста.
Развитие навыков общения в игре детей 5-6 лет с детьми 6-7 лет происходит в результате передачи игрового опыта старшими детьми младшим. Предварительная педагогическая работа по организации руководства игрой привела к значительным результатам в развитии навыков общения у детей. Подтверждение гипотез исследования прослеживаются в сводной таблице результатов исследования субъективного переживания старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми и осознания желаний и предпочтений в контрольной и экспериментальной группах детей (таблица № 14).
Таблица № 14
методики
Изучение субъективного переживания своих отношений со взрослыми ( количество детей первого уровня)
Изучение осознания желаний и предпочтений (количество детских ответов)
Группы
Контрольная
Эксперимент.
Конст. этап
8
6
50
33
Закл. этап
Как видно из данной таблицы, количественные показатели данных методик сравнялись в двух подгруппах на завершающем этапе эксперимента. Из чего следует сделать вывод, что выдвинутые гипотетические предположения подтвердились - развитие навыков общения посредством организации групповых игр требует передачи игрового опыта старших детей младшим и организации психолого-педагогического сопровождения играми детей дошкольного возраста.
Выводы
Проведенный анализ расширяет и углубляет представления о психологических особенностях развития уровня самосознания и навыков общения у детей дошкольного возраста, а в частности о том, что возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития групповых взаимоотношений в процессе игры. В процессе игры ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения со сверстниками, осознает себя и ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.
На основании теоретического и практического материала данной работы можно утверждать, что для развития самосознания и навыков общения посредством игры у детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
-- желание детей участвовать в игре;
-- условие неоднократного повторения действий с использованием ярких и запоминающихся предметов, образов, сюжетов и ролей;
-- условие передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
-- свободный выбор партнеров по игре;
-- самостоятельное установление правил взаимодействия;
-- выполнение определенных норм поведения;
-- регулирование взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре взрослым, его включением в игру;
-- организация психолого-педагогического сопровождения игр детей дошкольного возраста.
Подводя общий итог исследования, можно констатировать, что цель и задачи выполнены, выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение и обоснование. Перспективы данного исследования мы видим в том, что полученные результаты могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с развитием навыков общения у детей дошкольного возраста при организации психолого-педагогического сопровождения групповыми играми.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -- М., 1997.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.
3. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
5. Артемова. В. Театрализованные игры дошкольника. - М., 1991.
6. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.
7. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
9. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.
10. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М., 1981.
11. Бандура А. Теория социального научения. -- СПб., 2000.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды. -- М., 1995.
13. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. -- М., 1984.
14. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. -- М., 1984.
15. Ветер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.
16. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
17. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М., 1993.
18. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М., 1983.
19. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л .Н.Павловой.-М., 1986.
20. Воспитание в труде / Под ред. Р.С.Буре. - М., 1987.
21. Галигузова Л. , Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
22. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
23. Гриценко 3. А. "Пришли мне чтения доброго..." - М., 1997.
24. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
25. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1986.
26. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
27. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. -М., 1997.
28. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология. -- Таганрог, 2003.
29. Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии.
30. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.
31. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.
32. Ильчиков М. 3.. Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
33. Игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.
34. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
35. Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8.
36. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9