Рефераты. Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста

11. Возможность эффективно влиять на эстетическое воспи-тание занимающихся. Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться к их изяществу, пластич-ности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь соче-тать движения с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся.

12. Средства основной гимнастики весьма разнообразны. К ним относятся многочисленные общеразвивающие, вольные и при-кладные упражнения, прыжки, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, по-движные игры, танцевальные упражнения. С помощью этих упражнений развивают основные двигательные качества, форми-руют жизненно важные двигательные навыки и правильную осанку, совершенствуют координацию движений. Основной гимнастике принадлежит ведущая роль в физическом воспита-нии детей дошкольного и школьного возраста (она положена в основу государственных программ физического воспитания дошкольников и школьников).

Гимнастика способствует формированию представления об изя-ществе движений, о красоте человеческого тела.

В дополнение к средствам основной гимнастики, для формирования культуры движений школьников, предлагаются разнообразные средства нетрадиционных видов гимнастики: ритмической, пластической, йоги и т.д. Новые нетрадиционные виды гимнастики учат сознательному контролю за выполнением движений, самоконтролю, освоению умения ощущать свое тело, мышцы, расслабляться. Упражнения направлены на снятие излишнего напряжения, воспитание изящества в движениях, легкости, гармоничности движений.

3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников

В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координацию также на позы детей, их мимику и жесты и т.д.

В результате наблюдений мы выявили то, что очень многие дети не следят за осанкой, во время выполнения упражнения обращают внимание на осанку, только тогда, когда им напомнит об этом учитель. Мышцы спины и живота в основном расслаблены, нет плавности и слитности при выполнении упражнений, но дети с удовольствием подражают своему учителю, когда учитель выполняет красиво и правильно упражнения.

Соответственно тестам нами разработаны критерии оценок по которым мы оценивали осанку, пластику и координацию младших школьников (приложение1).

1. Оценивалось умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Так же слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

2. Определялась степень слитности движения: из полуприседа (спина круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение - полуприсед.

3. Координированность определялась, как мы уже указывали по критериям оценок при выполнении общеразвивающих упражнений - поточно. Оценивалось четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки. По результатам тестирования в контрольной группе получены следующие результаты отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования в контрольной группе до эксперимента и после эксперимента

Вид теста

до

после

разница

%

осанка

2,45

2,95

0,5

17

пластика

2,1

2,37

0,27

11,4

координация

2,04

2,7

0,66

24,5

Приведенные выше результаты показывают, что у школьников которые составляли контрольную группу, где не проводились специальные упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, а давались упражнения определенные программой, все таки произошли изменения в лучшую сторону по показателям: осанка - на 17%, пластика - 11,4% , координация - на 24,5%. Это говорит о том что средства физической культуры применяемые на уроках физической культуры в любом случае положительно влияют на развитие, как осанки, так и пластики и на координацию движений.

Применяя целенаправленно в экспериментальной группе на каждом уроке разнообразные гимнастические упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования в экспериментальной группе до эксперимента и после эксперимента

Вид теста

до

после

разница

%

осанка

2,58

4,37

1,79

41

пластика

2,3

4,08

1,88

43,7

координация

2,45

4,41

1,96

44,5

Можно заметить, что результаты в экспериментальной группе значительно лучше, что показано в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительные показатели компонентов культуры движений младших школьников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (%)

Группы

осанка

<

пластичность

<

координация

<

контрольная

17

24

11,4

22,3

24,5

20

экспериментальная

41

43,7

44,5

Примечание: (< - разница)

Как мы видим полученные результаты в экспериментальной группе значительно больше: показатели осанки лучше на 24%, показатели пластичности на 22, 3% и координации на 20%. Еще раз подчеркнём, что в процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами целенаправленно применялись специальные упражнения на осанку, развивающие пластичность и координацию движений. Для улучшения результатов нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, что требовало от занимающихся четкого самоконтроля своих действий по временным, пространственным и динамическим переменным.

Все это способствовало формированию у школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных, пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для формирования культуры движений.

Занятия проходили в игровой форме, для повышения интереса школьников к занятиям и для улучшения эмоционального состояния учащихся.

ВЫВОДЫ

Исследовав состояние проблемы формирования культуры движений младших школьников средствами гимнастики мы можем сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования культуры движений школьников средствами физической культуры отмечают в своих работах ряд ученых (В. К.Бальсевич, 1996; И.М. Быховская, 1993; С.Д. Неверкович, 1997; Л.Д. Назаренко,1999; Ю.М. Николаев, 1999; Л.Л. Головина, 2000; Л.Н. Сляднева, 2002; Т.В. Бакшева, 2004 и др.).

Многими авторами подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Важность формирования культуры движений в младшем школьном возрасте подчеркивается В.К. Бальсевичем (1996), Неверкович С.Д., Киршевым С.П. (1997); Земсковым Е.А. (1997); А.А.Чунаевым (1999) и др.

Ряд авторов отмечают, что ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как гимнастика (В.К. Бальсевич, 2001; Бенджамин Лоу, 1984; Н.К. Меньшиков, 1998; В.М. Смолевский, 1994; А.И. Селезнев,1994; Сербина Л.П., 2000 и др.)

3. Разработанные нами тесты помогли нам определить степень культуры движений у детей младшего школьного возраста (осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после эксперимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.