Сравнительный анализ показывает, что традиционные формы урока теоретически имеют более ограниченные возможности для социализации личности учащихся. Их сильные стороны затрагивают, в основном, организационные компоненты урока и являются «внешними» по отношению к личности школьника. Нетрадиционные формы урока базируются на принципах, которые в конечном итоге позволяют задействовать механизм интериоризации, обеспечивающий перевод внешних воздействий во внутренний план личности [21, C. 20-22].
Однако, как уже отмечалось, не следует отказываться от традиционных форм урока. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока может способствовать успешной социализации личности школьников. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанный в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности - «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю. К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учений, воспитанности, развитости школьников); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилия учителей и учащихся (Приложение 3).
Учитывая все вышеизложенное, мы считаем, целесообразным рекомендовать:
1. Для повышения качества образования целесообразно применять традиционные и нетрадиционные формы комбинированно, так как они являются не антагонистичными, а взаимодополняющими.
2. Применение нетрадиционные формы урока необходимо для расширения учащимися знаний, полученных на традиционных формах урока.
3. Дифференцированно использовать формы нетрадиционных уроков соответственно возрасту учащихся: младшая школа - учебная игра, средняя школа - учебная дискуссия, старшая школа - исследование.
4. Традиционные формы урока применять в основном для достижения в основном образовательных целей, а нетрадиционные формы, для достижения развивающих и воспитывающих целей урока.
Выдвигаемая гипотеза нашла свое подтверждение в исследовании и в данной выпускной квалификационной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Рассмотрев основные вопросы выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
- уроки истории - это занятия, которые учитель ведет с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы;
- каждый традиционный урок имеет свою структуру. Структура каждого традиционного урока зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, типа урока и особенностей класса;
- образование, полученное школьниками, признается качественным, если: его результат соответствует заданным целям;
- нетрадиционные формы проходят в необычной обстановке, способствуют развитию социализации личности;
- большое значение на нетрадиционных уроках приобрели игры и дискуссии, так как они эмоциональны по своей природе и поэтому способны даже сухую ситуацию оживить и сделать яркой;
- на современном этапе развития образования уроки - презентации наполняют новым содержанием методику преподавания, так как предлагают новые варианты решения педагогических задач;
- исследование показало, что необходимо применять как традиционные, так и нетрадиционные формы урока, то есть совмещать их;
- изучаемый материал нетрадиционных уроков соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер, а на нетрадиционных уроках изучение материала выходит за рамки содержания одного предмета.
Таким образом, традиционные уроки обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего объема информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и четкой логической последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков. В свою очередь нетрадиционные уроки предлагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи, стоящие перед автором, выполнены.
Изучение истории является для учащихся процессом непосредственного восприятия общественно исторического опыта предшествующих поколений, обеспечивающего преемственность и связь времен. Качество знаний учащихся является одним из главных факторов полноценного учебного процесса, мотивацией по поиску новых форм урока.
Материалы данной работы представляют практическую значимость, как для практикующих учителей, так и для студентов, обучающихся по специальности «История».
ЛИТЕРАТУРА
1. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.
2. Бордовская М. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. Для Вузов - СПБ.: Питер, 2000. - 304с. ( Учебник нового века).
3. Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998.- №12. - 10с.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 135с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121с.
6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
7. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. - 128с.
8. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-130 с.
9. Иоффе А. Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе, 2005.- №7.- 25с.
Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.- М., 1997. - 260 с.
10. Карпова М. В., Интегрированные уроки истории//Преподавание истории в школе, 2004.- №5, 18с.
11. Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3.- 11с.
12. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.- 174с.
13. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756.
14. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. -132с.
15. Лазукова Н. Преподавание истории в школе//Историческое образование: тенденции и перспективы №2, 1999.-40-48 с.
16. Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М., 1989.- 167с.
17. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования//Преподавание истории в школе, 1997.-№4.-85с.
18. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-184с.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,-ч.1.- 253с.
20. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2002. -352с.
21. Сапунов В. М., Степанов С. В. Управление педагогическим персоналом современной школы: Учебное пособие для руководителя. Общеобразовательного учреждения.- Ставрополь: СКИПРО, 2005. - 131с.
22. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений: в 2ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2002.- ч.1.- 191с.
23. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. - 240с.
24. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003.-№1.- 16-22с.
25. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и метод. Пособие. /Под редакцией М. М. Поташника-М: Пед. Общество России, 2000.- 448с.
26. Чернова М. Н. Преподавание истории в школе // Активное усвоение материала: школьный театр и экскурсии, 1994.- №7. -18-22с.
27. Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 1999.-№1.- 25-28с.
28.Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы.- М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004.- 367с.
29.Янгиров И.Ф. Научно-исследовательская работа в колледже//Специалист, 1998.-№12.- 6с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Контрольная работа.
I Вариант.
1. Дайте определение понятиям:
маневр, уния, кормление, поместье, дьякон.
2.Соотнесите имя князя с его деятельностью:
1. Иван Калита а). В его правление оформилась идея
2. Иван III «Москва- третий Рим».
3. Василий II Темный б). Получил от ордынского хана право сбора 4. Василий III дани на Руси.
в). Принятие титула «государь всея Руси»
г). По его приказу был ослеплен его
родственник - один из претендентов на
Московский престол.
3.Определите время перечисленных событий и расположите их в хронологической последовательности:
- Куликовская битва
- Набег на Москву Тохтамыша.
- Получение Иваном Калитой ярлычка на великое княжение.
- Стояние на р. Угре.
- «Судебник» Ивана III.
4.Тест.
1. Назовите дату окончательного присоединения Новгорода к Великому княжеству Московскому:
а. 1350 г.
б. 1450 г.
в. 1478 г.
г. 1500 г.
2. При нем возникли первые приказы:
а. Василий II.
б. Василий III.
в. Иван II.
г. Иван III.
3. Он был прозван «Темным»:
а. Василий I.
б. Василий II.
в. Василий III.
4. Когда княжил Иван Калита?
а. 2-я половина XIII в.
б. 1-я половина XIV в.
в. 2-я половина XIV в.
г. XV в.
5.Задание для размышления:
В связи с чем возникла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
II Вариант.
диалект, Боярская Дума, налоги, местничество, помещик.
2. Иван III «Москва - третий Рим».
3. Василий II Темный б). Получил от ордынского хана право
4. Василий III сбора дани на Руси.
- Куликовская битва.
- Принятие Иваном III титула «государь всея Руси».
- Судебник Ивана III.
4. Тест:
1. Назовите дату окончательного присоединения Новгорода к Великому
княжеству Московскому:
5. Задание для размышления:
Как в 1480 г. московским людям удалось одолеть Ахмата без большой битвы?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков.
Элементы
Традиционный
урок
Нетрадиционный
Концептуальная основа
Содержательная часть
Цели
Содержание учебного материала
Процессуальная часть
Организация учебного
процесса
Методы и формы учебной деятельности
школьников
Методы и формы работы учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала
Диагностика учебного
Недостатки: субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом.
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков.
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность.
Достоинства: четкая структура и организация урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие.
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления.
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя.
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками.
Достоинства: предсказуемость,
контролируемость результатов обучения.
Недостатки: слабая обратная связь.
Достоинства: субъект - субъективные позиции в системе «учитель- ученик», возможность коммуникативного диалога между учащимися.
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся.
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого
материала.
Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени.
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень
самостоятельности, возможность
для формирования критического мышления.
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя.
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учител
Достоинства: сильная обратная связь.
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностике результатов обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8