Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.
Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии [12, C. 69].
Одной из моделей дискуссии являются «дебаты» на основе работы соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг чётко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
Другую модель дискуссии назвали «вертушка», целью которой является вовлечение буквально всего коллектива в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников и активную полемику с разными партнёрами по общению.
Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся занятия по типу «круглого стола». Также преподаватель может провести заседание «экспертной группы», где учащиеся выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях. Более широкомасштабную дискуссию можно провести по типу «симпозиума», когда готовятся серьёзные доклады с противоположными оценками проблемы, а весь коллектив следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении.
Учитель играет важную роль в проведении дискуссии. Он устанавливает порядок в аудитории и ставит проблему обсуждения, конструктивно её формулирует, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. По ходу обсуждения он поясняет ребятам задачи, предлагает стимулирующие вопросы, побуждающие участников дискуссии к поиску решения проблемы, суммирует высказывания, выявляет расхождения и разногласия в оценках групп, включает в действие пассивных участников в оценках групп и обращается к мнению меньшинства, тем самым, добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы коллективом.
Учитель, организуя дискуссионные занятия, должен помнить определённые правила. Он даёт время на обдумывание ответов учащихся, избегает неопределённых вопросов, обращает внимание на каждый ответ, изменяет ход рассуждений ученика, уточняет и проясняет высказывания участников для всего коллектива, задаёт конкретизирующие вопросы, побуждает учеников к углублению мысли, держит паузу, когда это необходимо.
В то же время учитель держит в поле зрения сам ход дисуссии и оценивает участников. Особое значение придаётся работе в группах, поэтому он должен равномерно, по силам, распределять учащихся и равнозначно им помогать в дискуссии. Затем учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли велось обсуждение, кто выдвигал идеи, выявляются наиболее активные и пассивные участники занятия. Выставляются оценки, и даётся домашнее задание. Все вопросы, которые относятся к теме обсуждения, учитель адресует всем участникам разговора.
На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.
Компьютерные презентации можно использо-вать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:
- при актуализации знаний компьютерную пре-зентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изучен-ного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
- при формировании новых знаний компьютерная презентация использу-ется как иллюстрирующе-демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащи-мися основных определений темы или раздела;
- при формировании новых и развитии имеющих-ся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
- при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наи-более важной учебной информации;
- при оценке и контроле знаний учащихся воз-можно использование минипрезентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории.
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят. Обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличаются «леностью ума», желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей, «кладовой памяти», но может с умом пользоваться её богатствами.
Повторительно-обобщающие уроки проходят в форме «Звёздного часа», «Счастливого случая», «КВНа», исторического лото, брейн-ринга, исторического аукциона, «Рыболова» [10, C. 18].
Благодаря нестандартности таких уроков, удаётся привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам истории.
Недаром А.С. Макаренко высоко ценит играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются сами его участники.
Опрос можно проводить при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин.
За правильный ответ можно давать жетоны. По количеству жетонов и получают отметки. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта и исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами изображают.
Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя». Через понимание мыслей, чувств и поступков, «своих» героев, школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика - игрока лично значимыми, эмоционально органичными, ребёнок должен как бы, «прочувствовать» свой персонаж из нутрии благодаря глубокому познанию всей эпохи [3, C. 10].
Методисты выделили два важных признака исторической игры - наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем, (но с обсуждением прошлого). Проводя такое деление, ученые затронули вопрос о классификации игр по истории.
Игры классифицируют по различным признакам, по целям, по числу участников, по характеру отражению действительности. Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на чётких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности.
В.Г.Семёнов выделил:
1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);
2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевой игры);
3) неинтерактивные (индивидуальные игровые задания).
Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:
1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные);
2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические);
3) бессюжетные игры (кроссворды).
Г.К. Селевко разделяет учебные игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.
В приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл; они показывают, прежде всего, различие между играми с чёткими внешними заданными правилами (или чётко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделирующего процесса. Эти игры существенно различаются не только целями и содержаниями, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.
В теории практики и обучения истории была известна классификация, разделяющая игры на: ретроспективные и деловые (если идёт речь об играх с внутренними правилами).
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученики получают в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определённой программной деятельности проводятся с большей долей импровизацией ребят.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8