1. Реакция эмансипации проявляется в виде протеста против установленных правил и порядков, стремления подростка к независимо-сти, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.
2. Реакция группирования со сверстниками, вызваны взросле-нием подростка, потребностью в новой информации о мире и о себе, в новых эмоциональных контактах и взаимоотношениях.
3. Реакции увлечения имеют для подростка такое же значе-ние, как и игры для детей младшего школьного возраста; оказы-вают большое влияние на формирование личности, часто являют-ся средством для самовыражения и идентификации с подобными себе, средством достижения престижного статуса в своей среде.
4. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, вызван-ные половым созреванием.
5. Дисморфореакция - реакция на свою внешность.
6. Рефлексиореакция связана с повышенным вниманием к своему внутреннему миру.
В данный возрастной период подростки наиболее восприим-чивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречи-вы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряже-ния. Поэтому искусство педагога и родителей заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переклю-чали внимание подростков на различные и многообразные виды деятельности. Кроме того, отрочество сензитивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше зани-мает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертыва-ется» детская форма воображения и начинает складываться но-вая. Представления, фантазии, продукты собственного воображе-ния нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельно-сти или рассказах о них [20].
Одним из центральных моментов развития в этот период яв-ляется резкое возрастание познавательной активности и любозна-тельности, сензитивности для возникновения познавательных ин-тересов, которые в этот период характеризуются некоторой двой-ственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружаю-щему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным пробле-мам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразова-нию и самосовершенствованию.
Выделение значения приобретения учением личностного смыс-ла и рассмотрение этого нового отношения к знаниям как ядра чув-ства взрослости имеет принципиально важное значение для форми-рования и коррекции учебной мотивации. Современная школа с про-исходящей в ней дифференциацией образования подтверждает это положение. В гимназиях, лицеях, специализированных школах и дру-гих учебных заведениях с углубленным дифференцированным обу-чением снижение учебной мотивации наблюдается только у тех учеников, которые по ряду причин не открыли для себя личностно-го смысла в учении (профиль учебного заведения не совпадает с интересами и т.д.). В обычных классах снижение учебной мотива-ции происходит, если школьники не видят смысла в получении зна-ний, это не включено в их представление о взрослости [1,14,17].
Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» игра-ет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, само-стоятельным творческим трудом. Происходит формирование сис-темы личностных ценностей. Старшие подростки начинают инте-ресоваться разными профессиями, развиваются профессиональные интересы и склонности, т.е. начинается процесс профессионально-го самоопределения. Однако это характерно не для всех школьни-ков. В этом возрасте еще не все подростки задумываются о выбо-ре будущей профессии. Это проявление одного из множества ха-рактерных для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении учебных задач и в иных ситуациях, побуждает взрослых обсуждать с ними достаточно серьезные про-блемы, но с другой стороны, при обсуждении вопросов, которые касаются будущей профессии, этики поведения и т.д., может обна-ружиться инфантильность этих почти взрослых людей, нуждаю-щихся в помощи и поддержке [10].
Своеобразной особенностью подростковых интересов являет-ся безоглядность увлечения, когда интерес (часто случайный) вдруг становится страстью, чем-то чрезмерным, появляется «мода» на интересы. В этом возрасте обычно появляется увлечение музы-кальными ансамблями, что связано с потребностью в эмоциональ-ном насыщении. Исходя из анализа того, что увлекает подростка и что оставляет его безучастным, можно судить о развитии его лич-ности. Причины устойчивого отсутствия интересов кроются в осо-бенностях семейного и школьного воспитания, социальных услови-ях. Нередко интересы гаснут, когда подросток испытывает трудно-сти, неуспех в новой деятельности или ярко выраженную тенденцию к «отказу от усилий». Л.С.Выгодский считает, что ключом ко всей проблеме психического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте [2,10].
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «под-ражания» в развитии личности, оно становится управляемым и на-чинает обслуживать потребности личного самосовершенствования ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики, подражая мужествен-ным, смелым, сильным героям фильмов или старшим ребятам, взрослым мужчинам, начинают заниматься воспитанием необхо-димых качеств через занятия спортом. Вначале это происходит ради развития волевых качеств, силы, а затем продолжают заниматься для достижения высоких результатов, что способствует развитию мотивации достижения успеха. Полезные волевые качества, зак-репившиеся в ходе этих занятий, затем могут перейти на профес-сиональную деятельность, определяя вместе с мотивацией достижения успеха ее практические результаты. У девочек выработка качеств, аналогичных волевым, идет иначе. Они особенно стара-ются преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, т.е. у них вырабатывается настойчивость и работоспособность в тех видах деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем [4,10].
Одним из центральных моментов развития в этом возрасте становится «чувство взрослости» и вытекающее из него стремле-ние делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного достоинства и требование к взрослым ува-жать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подрос-тков просоциальной и общественно полезной деятельностью.
Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи достаточно интеллектуально развитым человеком, об-ладающим определенными способностями, умениями, т.к. отроче-ство - это период бурного развития познавательных процессов, ста-новления избирательности восприятия, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстракт-ное, теоретическое мышление, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы. Именно формирование мышления, приводя к разви-тию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль - даст средство, с помощью которого ребенок может раз-мышлять о себе. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку [10].
Поэтому проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрос-леющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отноше-ния к инициативе, самостоятельности и интересам подростков.
1.2. Биологические ритмы и работоспособность
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких - на молекулярном уровне - с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации [3].
Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.
Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом [12].
Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях [3].
Выделим следующие важные достижения биоритмологии:
1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.
2. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.
3. Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
4. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
5. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
6. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека [12,20].
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы [3,6].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5