1
41
ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А так как, темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Решение этого вопроса возможно также и через реализацию научно обоснованных методик физического воспитания учащихся. Поэтому выявление влияния биоритмов на физическую работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на организм учащегося будет способствовать повышению работоспособности учащихся средних классов.
Рабочая гипотеза. Построение занятий по легкой атлетике с учетом влияния биоритмов на организм детей среднего школьного возраста будет способствовать повышению их физической работоспособности.
Предмет исследования - влияние биоритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов занимающихся легкой атлетикой.
Объект исследования - учащиеся 6-7-х классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на секционных занятиях по легкой атлетике так и на уроках физической культуры у учащихся средних классов.
Внедрение результатов исследования в практику физического воспитания школьников создаст дополнительные возможности повышения их уровня физической работоспособности.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Работа выполнена на 30 страницах машинописного текста. Содержит в себе 2 таблицы. Список литературы включает 21 источник.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими по-степенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий харак-теризуется, с одной стороны, спецификой функционирования желез внутренней секреции и связанными с этим морфофункциональными преобразованиями всех систем организма, и с другой стороны, - изменениями в психическом и социальном плане.
1-я стадия - (10 лет у девочек, 11-12 лет у мальчиков) - предпубертатный период, характеризуется отсутствием вторичных по-ловых признаков. Темпы роста в это время сравнительно низкие, увеличение длины тела происходит в основном за счет роста туло-вища, корково-подкорковые отношения характеризуются как отно-сительно зрелые [1,2].
2-я стадия (10-12 лет у девочек, 12-13 лет у мальчиков) - связана с усилением гипофизарной активности и секрецией соматотропина и фоллитропина. Эти гормоны оказывают влияние на скорость роста и появление начальных признаков полового созре-вания. Так, темпы роста туловища в длину замедляются и ускоря-ется рост конечностей. Отставание роста туловища имеет глубо-кий биологический смысл: в это время замедляется рост сердеч-ной мышцы, вследствие этого функциональные возможности сердца временно отстают от потребностей растущего организма, тормо-зится прирост легочной массы, что сказывается на кислородном снабжении работающих мышц, временные ограничения объема кровотока затрагивают не только мышцы, но и головной мозг, поэтому у подростков в это время отмечаются быстрая утомляемость снижение общей активности, контроля поведения, продуктивности учебной деятельности и работоспособности, раздражительность и изменение поведенческих стереотипов.
3-я стадия - 13-15 лет у мальчиков, 12-14 лет у девочек - со-пряжена с изменением ростовых процессов: замедляется скорость роста конечностей и увеличивается рост туловища. Именно на этот период приходятся наиболее; высокие показатели скорости роста массы и длины тела. Данный период полового созревания называют пубертатным скачком роста. Увеличение темпов роста связано с секреторной активностью соматотроглина (гормона роста), выделя-емого гипофизом. Для таких активных морфологических преобразо-ваний необходимо большое количество энергетического и пластичес-кого материала, поэтому увеличивается использование резервов жи-рового депо - подросток худеет, заметно уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Процессы роста туловища сопряжены с ростом внутренних органов - сердца, легких, печени, увеличивается грудная и брюшная полости. Как следствие этого, происходит увели-чение объема кровотока, жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода мышцами и т.п. Увеличение скорости крово-тока приводит к заметному повышению температуры кожи, особен-но конечностей, что является довольно характерным признаком на-ступившей 3-й стадии полового созревания. Однако при этом процес-сы терморегуляции снова, как и в младшем школьном возрасте, выходят на менее экономичный режим. У подростков это проявля-ется в учащении простудных заболеваний. К тому же глубокие пере-стройки в функционировании сердечно-сосудистой системы повы-шают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Поэтому при планировании и проведении учебно-воспи-тательных мероприятий и профориентационной работы необходимо учитывать эти особенности возраста и, соответственно, регулиро-вать школьную и трудовую нагрузку подростков [4,7,18].
Социальная зрелость появляется у подростка на психологичес-ком уровне в виде ощущения собственной взрослости. Это новообразование в психике является структурным центром самосознания, и именно с него, по мнению Леонтьева, начинается второе рождение личности [2,13]. Появившееся чувство взрослости в данном возрасте выражается в изменении отношения не только к себе, но и к окружа-ющим людям, ценностям, способам поведения, т.е. связано с нача-лом формирования мировоззрения. Этот процесс сопряжен с изме-нением социальной активности подростка, которая заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Возникающие при этом конфликты являются следствием неправильного отношения и пове-дения взрослого окружения и нежелания считаться с развитием лич-ности подростка. Поэтому школьнику в это время занчительно лег-че и проще общаться со сверстниками, отношения с которыми скла-дываются на основе коллегиальности, равноправия и на нормах «взрослой» морали равенства. Группа сверстников, удовлетворяю-щая потребность подростка в принятии себя, становится для него авторитетной, он стремится принять нормы и ценностные ориента-ции данной группы. В целом социальная адаптация школьника в дан-ном возрасте определяется шестью реакциями, составляющими суть «подросткового комплекса» (по А.Е. Личко и ВТ. Кондратенко) [17,20]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5