Рефераты. Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

Возможно ли обособление определений при одном из" указанных условий? (Отсутствие одного из условий не приводит к обособлению.)

Ответы на вопросы могут быть короткими, как в только что приведенных примерах, могут представлять собой развернутые суж-дения. Например: «Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например ...».

Почему в правилах указано, что знаки препинания при одно-родных придаточных ставятся так же, как и при однородных членах?

Ответ на этот вопрос потребует развернутого суждения по оп-ределенному плану (грамматические признаки однородности, одна и та же связь, выражаемая употреблением одних и тех же союзов; сопоставление пунктуационных правил: случаи неразделения одно-родных членов и однородных придаточных предложений запятой, случаи употребления разделяющих знаков).

Возможны вопросы по обоснованию самой нормы. Например. На что указывает тире между главными членами? (Этим знаком фик-сируется нулевая связка.) Чем оправдывается выделение вводных слов и словосочетаний запятыми?

Мотивирование отдельных положений правил -- это продолжение работы над осмыслением нормы и условий ее действия, содержания правила и его структуры.

Сопоставление правил. Одна и та же конструкция может под-чиняться нескольким правилам, а конструкции, близкие по своему построению, регулируются одним и тем же пунктуационным прави-лом. Поэтому во многих случаях полезно сопоставление пунктуацион-ных правил, цель которого -- пунктуационные обобщения.

Сопоставление правил, которыми регулируется постановка знаков препинания в одноименных синтаксических единицах, позволит ус-тановить общие условия действия нормы, по-разному сочетающиеся в отдельных правилах (например, при обособленных определениях), повысит осознанность правил и облегчит их применение учащимися.

Целесообразны сопоставления по норме и ее вариантам там, где конструкция обслуживается несколькими правилами. В школе такие сопоставления чаще всего проводятся путем постановки вопросов. Например. Когда ставится тире при однородных членах с обобщающими словами? Когда ставится двоеточие между однородными членами и обобщающими словами?

Однако для сопоставления правил можно поставить вопросы и по-другому. Например. Чем вызвана необходимость отделения однородных членов от обобщающих слов? Какие для этого исполь-зуются знаки препинания? Чем определяется выбор двоеточия и тире? В каком положении могут находиться однородные члены по отношению к обобщающим словам? Расскажите о постановке тире и двоеточия при однородных членах с обобщающими словами. Как видим, предложенные вопросы существенно отличаются от первых: анализ идет не от знака, по которому показываются условия, а от условий, которыми определяется употребление знака. Казалось бы, различие небольшое, но очень существенное: в первом случае анализ сводится к работе памяти -- воспроизведению правил, во вто-ром -- к активизации мыслительного процесса; в первом случае правила представляются и усваиваются как конгломерат их, во втором -- сопоставление условий, по которым дифференцируется норма или ее варианты, позволяет не только понять правила и их структуру, но и осмыслить их в системе.

Интересны и целесообразны сопоставления одних и тех же или сходных правил, которыми обслуживаются разные построения, име-ющие общее в своей структуре, например правил, которыми регу-лируется постановка запятой между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи. Цель подобных сопоставле-ний -- синтаксические и пунктуационные обобщения.

Различаются одновременное и последовательное сопоставления. В первом случае сопоставление проводится в процессе одновременного изучения новых тем (сопоставляемые материалы изучаются впервые), во втором случае сопоставляются материалы, первоначальное, изучение которых во времени не совпадает (ра-нее изученный материал сопоставляется с вновь изучаемым). Оба вида правомерны. В школьной практике чаще используется по-следовательное сопоставление. Оно дает более устойчивые резуль-таты.

Подбор и составление примеров. Понимание правила обычно проверяется самостоятельным подбором или составлением иллюстра-тивного материала.

Однако составление примеров не всегда может свидетельствовать о хорошем осмыслении структуры правила, его условий и нормы. Нередко пример составляется или подбирается по данному образцу, без осмысления условий нормы.

Теоретический уровень этого вида работы и степень осознания правила могут быть разными: от составления примера по образцу (пример учебника -- свой пример) до составления примера по за-данным условиям: вычленение условий, составление по этим при-знакам предложения, проверка наличия заданных условий в при-думанном предложении (условия правила -- пример -- подтвержде-ние условий правилами).

В последнем варианте составление и подбор примеров являются продолжением работы над осмыслением правила, его структуры. Анализ условий в правиле здесь связывается с умением построить предложение, соответствующее условиям пунктуационной нормы, и с нахождением этих условий в составленном примере. Анализ правила может сопровождаться экспериментированием: изменение в задании сочетания условий приведет к изменениям в структуре предложения или к составлению нового, например: «Придумайте предложение с тремя однородными членами, соединенными бессоюзно. Как можно показать, что перечисление закончено?»

Задания по составлению примеров могут быть следующие:

1. Подбор примеров с учетом полного и неполного состава ус-ловий действия правил. Например:

Составить предложение, в котором при наличии именного ска-зуемого и нулевой связки тире не ставится: Осенняя ночь темна', Озеро что зеркало; В полном разгаре страда деревенская (Н. Некрасов) и др.

Составить предложение, в котором, несмотря на то, что именная часть составного сказуемого выражена существительным в имени-тельном падеже, тире не ставится: Прямая есть кратчайшее рас-стояние между двумя точками.

2. Составление предложений по действию одного и того же условия. Например:

Составить предложение с нераспространенным определением.

Составить предложение, в котором распространенное определение стоит после определяемого слова.

Составить предложение, в котором распространенное определение не обособляется.

Возможен и такой вид работы, когда предложение перестра-ивается по указанию учителя. Например:

Придумайте двусоставное нераспространенное предложение. (Си-рень цветет.) Распространите это предложение определением с за-висимыми словами и поставьте его после определяемого слова. (Сирень, посаженная в прошлом году, цветет.) Перестройте это предложение, изменив место определения по отношению к опреде-ляемому слову. (Посаженная в прошлом году сирень цветет.)

Все упражнения даны на обособление определений с учетом их состава. Цель подобных заданий -- отработать влияние на обособ-ление определений именно этого условия в разных сочетаниях с другими условиями.

Последовательность видов работ над правилом определяется особенностями изучаемого материала, системой его подачи в учеб-нике, сведениями, полученными учащимися в предшествующих клас-сах, подготовкой учащихся.

2. Применение правил

Объяснение правила и понимание его учащимися -- это только начало работы над созданием пунктуационного навыка. «Усвоение правил и их применение,-- говорит Н. А. Менчинская в статье «Психология обучения»,-- трактуется как две стороны единого процесса, поскольку учащийся может усвоить в полной мере только то, что он пытается реализовать в своей учебной деятельности».

Знание определений, правил непосредственно не влечет за собой умения анализировать языковые факты, правильно графически обо-значать членение письменной речи.

При применении правил вырабатываются умения обнаруживать грамматические факты, отграничивать их от других, в чем-либо сходных с ними.

Обнаружение грамматического факта. Применение правил свя-зано прежде всего с обнаружением конструкции, членение которой обозначается знаками препинания.

Обнаружение грамматических явлений -- это образование слож-ных ассоциаций, началом которых могут быть признаки, выступаю-щие в роли условий нормы или являющиеся опознавательными знаками, по которым квалифицируется синтаксическая единица, или представленные в правиле только наименованием.

Методика выделения признаков грамматических явлений, уста-новления соответствия между наименованием синтаксической еди-ницы и ее характеристиками связана с выяснением ряда вопросов:

1. По скольким признакам определяется грамматическое яв-ление?

2. Что характерно для отдельных признаков и приемов обна-ружения грамматических фактов? Какие из них существенные, а какие имеют второстепенное значение, в какой мере они надежны? Как часто учащиеся используют отдельные признаки и приемы при обнаружении грамматических явлений?

3. Какие признаки являются первыми сигналами, с которых на-чинается поиск фактов, дающих основание для решения?

4. Если конструкция определяется по совокупности признаков, какие связи существуют между признаками, какова последователь-ность обнаружения признаков и какие приемы для этого ис-пользуются?

5. На что ориентирует учебник?

Какие признаки синтаксических единиц и приемы их обнаружения в нем приведены?

Анализ материала, связанного с обнаружением грамматических фактов, дается ниже, при изложении методики изучения конкретных тем школьного курса пунктуации.

Чтобы не повторяться, обратим внимание только на то, что при обнаружении грамматических фактов не все признаки активизиру-ются в одинаковой мере, есть признаки, действие которых ограничено или в ряде случаев по каким-то причинам затруднено. Методическая грамотность учителя в анализе подобных фактов в значительной мере определяет правильность построения работы в этой стадии форми-рования навыка.

Использование приемов-предписаний (алгоритмов). Характер мыслительной деятельности при применении правил разнообразен и весьма сложен: ученик должен по совокупности признаков оп-ределить синтаксическую единицу, подобрать пунктуационное пра-вило, соотнести условия его действия с признаками конкретного *построения. Например, записывая предложение Подкормленная ми-неральными удобрениями, озимая рожь дружно зазеленела, ученик должен заметить распространенное определение, найти определяемое слово и установить место оборота по отношению к нему, обратить внимание на интонацию (пауза перед подлежащим или после него);

в связи с этим учесть, имеет ли определение обстоятельственное значение; наконец, вспомнив правила и соотнеся условия их действия с признаками записываемого предложения, решить, нужно или не нужно обособлять определение.

Как видим, применение правил -- сложный мыслительный про-цесс, включающий действия, связанные с установлением умственных операций и определением их последовательности.

Овладение приемами умственной деятельности само по себе при-обретает огромное значение. «Исследования психологов и методи-стов, проведенные в последнее время,-- пишет в статье «Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников» извест-ный советский психолог Д. Н. Богоявленский,-- выяснили, что обу-чение приемам не только экономит время учения, так как устраняет неадекватные способы работы и помогает ассимилировать наиболее рациональные, но и приводит к выработке у учащихся логического мышления, Способствует развивающему характеру обучения» .

При изучении синтаксиса и пунктуации рекомендуются приемы-предписания (алгоритмы), которыми определяются связанные с при-менением правил действия и устанавливается их последовательность.

Алгоритмы по своему построению чаще всего представляют собой схемы. Умственные операции в них включают задание и предполагаемое его решение, устанавливающее грамматический факт, являющийся условием нормы или основанием для нового поиска. Например:

Употребление запятой между однородными членами

Определите:

1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов

союзное

бессоюзное

(однородные члены разделяются запятой)

2. Значение союзов

противительные, двойные сопостави-тельные (однородные члены разделяются запятой)

3. Повторяются или не повторяются

соединительные, разде-лительные союзы

повторяются (однородные члены разделяются запятой)

не повторяются (однородные члены не разделяются запятой)

Результатом первой умственной операции является пунктуаци-онная норма (однородные члены, соединенные бессоюзно, разделя-ются запятой) и основание для нового поиска. То же можно сказать и о втором «шаге». В результате третьей операции устанавливаются условия для позитивной и негативной норм.

Последовательность умственных операций в алгоритме опреде-ляется избранным путем, который должен: 1) учитывать иерархию условий нормы; 2) на первом плане предусмотреть операции, ко-торыми устанавливаются факты, имеющие широкое распространение; 3) не повторять «шагов»; 4) быть прямым и наиболее коротким.

Использование алгоритмов требует продуманности и осто-рожности.

Не все правила при их применении нуждаются в алгоритмах. Если ход рассуждения представляет один «шаг» и несложное определение условий сразу включает действие правила, то усложнять работу составлением алгоритма неразумно. Из-за краткости изложения и императивности предложений, которыми выражаются умственные операции и выводы, рекомендации и нормы в алгоритмах приоб-ретают большую обязательность и категоричность. Поэтому очень осторожно следует давать алгоритмы для факультативных правил, а также правил, употребление которых связано с тонким и сложным анализом предложения, с использованием его стилистических воз-можностей. Таким образом, использование алгоритмов оправдано при изучении сложных, многоусловных правил и отдельных систем правил.

Алгоритмы различаются по охвату пунктуационного материала. Одни отражают операции, связанные с применением отдельного правила (например, употребление тире между подлежащим и ска-зуемым), другими обслуживается система правил (например, пра-вила обособления определений, правила обособления приложений, правила употребления запятой между однородными членами).

К первой группе относятся алгоритмы, в которых количество операций точно соответствует количеству условий действия пункту-ационной нормы (например, трем условиям употребления тире между подлежащим и сказуемым--три умственные операции). Последо-вательность операций определяется зависимостью (субординацией) условий нормы: за операцией, устанавливающей основное условие нормы (например, наличие нулевой связки), следуют операции, которыми определяются условия, ограничивающие или уточняющие действие основного условия (например, способ выражения именной части, наличие в устной речи паузы на месте нулевой связки).

Содержание и структура вторых алгоритмов определяются ус-ловиями действия не одного, а нескольких правил, входящих в си-стему. Если правило одноусловно, в алгоритме ему соответствует одна операция, если двуусловно,-- две и т. д. Например, установ-ление бессоюзной связи -- достаточное основание для разделения однородных членов запятой. Но для решения вопроса о постановке запятой между однородными членами, связанными соединительными или разделительными союзами, в приеме даются три операции. Однако количество операций в подобных случаях соответствует не сумме всех условий, имеющихся в правилах, а количеству общих условий, по-разному сочетающихся в отдельных правилах. Одно и то же условие может входить в состав нескольких правил. На-пример, установление наличия зависимых слов у приложения яв-ляется условием обособления приложений, относящихся к нарица-тельному существительному, и условием обособления приложений, поясняющих собственные существительные. В таких алгоритмах последовательность операций может быть разной и определяться тем, какое из условий нормы принимается ведущим. При применении алгоритмов, обслуживающих несколько правил, могут «работать» отдельные звенья, отдельные блоки, соответствующие условиям одного правила (однородные члены соединены противительными союзами, поэтому разделяются запятой; однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая между ними не ставится).

Ко второй группе следует отнести алгоритмы для построений, в которых совмещается несколько пунктограмм, что приводит к со-вмещению операций, связанных с квалификацией разных грамма-тических фактов и с применением правил, входящих в разные си-стемы. Например, если деепричастный оборот стоит перед союзом и или после него, то к операциям, связанным с обнаружением оборота и выделением его, прибавляются операции по квалификации членов предложения, находящихся в сочинительной связи. Совмещение пунктограмм создает сложную ситуацию, вызывающую отрицатель-ное взаимодействие навыков. Чтобы предупредить явление интер-ференции, некоторые методисты рекомендуют алгоритм, который, соб-ственно, дает одно задание -- выяснить, что соединяет союз и, и предлагает два решения: 1) союз соединяет однородные сказуемые или простые предложения (в этом случае деепричастный оборот выделяется с обеих сторон запятыми); 2) союз соединяет второ-степенные сказуемые или обстоятельства, выраженные дееприча-стным оборотом (деепричастием) (в этом случае обособляются дее-причастные обороты (деепричастия), объединенные союзом и).

Литература

1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М.: Просвещение, 1990.- 208с.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- М.: Просвещение, 2002.- 191с.

3. Илларионова Е.И.Русский язык в 8 классе. Методика и практика преподавания.- Ростов н/ Д : Феникс,2002.- 288с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.