Рефераты. Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

19

План

1. Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

2. Применение правил

Литература

1. Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе

Так как по программе в 8 классе основной курс - это синтаксис, то, конечно, больше времени уделяется пунктуационной работе. Работа ориентирована по учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред.С.Г. Бархударова.

Объяснение правил включает следующие виды работы: объяс-нение терминов и наименований, выделение нормы и условий ее действия, мотивирование отдельных положений правила, сопостав-ление правил, подбор и составление примеров.

Объяснение терминов и наименований, входящих в правило. Оз-накомление с терминами, входящими в правило, определяется ха-рактером самого термина и предшествующей работой над ним.

В одних случаях достаточно проверить и уточнить понимание термина, дать упражнения, которые бы предупредили смешение его с другими сходными наименованиями.

Так, в правилах обособления определений употребляется термин «определяемое слово». По определяемому слову находится опреде-ление, с ним связано установление условий обособления.

С этим термином учащиеся знакомы с VII класса: при изучении причастий им сообщалось правило о выделении запятыми прича-стного оборота, стоящего после определяемого слова. Однако дли-тельное употребление этого понятия не всегда приводит к четкому его пониманию и умению обнаруживать, поэтому сопоставление терминов «определяемое слово» и «определение», экспериментиро-вание, связанное с изменением места определения по отношению к определяемому слову, лучше подготовит учащихся к усвоению правил обособления.

Иная работа потребуется при изучении этой же темы над терми-нами «согласованное определение», «несогласованное определение».

В основе этой классификации лежит способ связи определения с определяемым словом. Учащихся обычно не затрудняет понятие «согласованное определение». С определениями, выраженными при-лагательными и причастиями, они встречались чаще всего, и им не раз приходилось обращать внимание на уподобление определений по форме определяемому слову (в орфографических целях). Здесь классификационное наименование соответствует названию способа связи определения с определяемым словом. Труднее осмысливается понятие «несогласованное определение», потому что само наимено-вание не указывает способ связи определения с определяемым сло-вом. В этом случае требуется показать, что несогласованное оп-ределение может связываться с определяемым словом по способу управления (избушка лесника, платье из шерсти, домик у дороги) или примыкания (брюки навыпуск, возможность учиться). Раскрытие способа связи поможет наполнить термин нужным содержанием.

Как видим, в данном случае мало повторить материал, знание которого необходимо при усвоении нового понятия, потребуются обобщение и специальная работа над уточнением значения термина.

Дифференциация работы над терминами необходима и при объяс-нении нового материала.

Своеобразие понятия определяет и особенности работы над ним. Например, при изучении правил обособления определений вводится понятие «обстоятельственное определение». Двойная функция такого члена предложения хорошо раскрывается, если учащимся показать связь его и с подлежащим, и с составом сказуемого: от подлежащего ставится вопрос, на который отвечает определение; от сказуемо-го -- вопрос, на который отвечает обстоятельство. Например: Утом-ленные длительным переходом, туристы быстро уснули. Туристы, какие? утомленные длительным переходом; быстро уснули по какой причине?

Не указав на связь определения с составом сказуемого (что часто бывает в школьной практике), нельзя снять трудности установления добавочной функции этого второстепенного члена и предупредить ошибки в неполной его квалификации.

Нередко термины появляются в результате классификации по-нятий. В этом случае устанавливается основание деленияю. а также соотношение видовых и родовых понятий в классификационной схеме. Например, изучение пунктуации в сложных предложениях связано с классификацией их по способу соединения частей. По наличию или отсутствию союзов сложное предложение делится на союзное и бессоюзное, союзное в свою очередь по значению союзов делится на сложносочиненное и сложноподчиненное.

При ознакомлении с составными терминами возможны разные виды работ.

1. Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов.

В составном наименовании выделяются стержневое слово и по-ясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существи-тельным в родительном падеже обычно указывается уровень упот-ребления термина, например: часть слова, часть речи (морфологи-ческий уровень), член предложения, часть предложения (синтак-сический уровень). Именами прилагательными и причастиями диф-ференцируются понятия по видовым признакам. Нередко поясняющее прилагательное или причастие указывает основание деления, на-пример распространенное и нераспространенное приложение, поэто-му уместны такие вопросы: по какому признаку различаются согла-сованные и несогласованные определения? в какой связи с опреде-ляемым словом могут находиться несогласованные определения?

2. Установление цепочки наименований по соотношению родовых и видовых понятий, например:

а) предложение -- сложное предложение -- бессоюзное сложное предложение;

б) предложение -- сложное предложение -- союзное сложное предложение -- сложносочиненное предложение;

в) член предложения -- второстепенный член предложения -- определение -- согласованное определение.

3. Выявление всех оснований, по которым производится деление понятий. Например: согласованное - несогласованное

Распространенное - нераспространенное

стоящее перед опре-деляемым словом - стоящее после опреде-ляемого слова и т.д.

4. Обобщения по отдельным классификационным признакам. На-пример, нужно обобщение о том, что по наличию зависимых слов классифицируются все члены предложения, как главные, так и второстепенные.

Такого рода обобщения возможны не только в пределах одного родового понятия, но и в пределах синтаксических единиц разных объемов, например член предложения и предложение. Так, идея распространения станет более понятной, если сопоставить эти по-нятия по одному признаку: почему (в каких случаях) член пред-ложения и предложение называются распространенными. При такой постановке вопроса сопоставление пойдет в более обобщенном плане: что распространяется, чем распространяется.

Работой над терминами обеспечивается понимание правила. Со-держание его раскрывается сопоставлением нормы и условий ее действия.

Выделение нормы и условий ее действия. Понимание правила начинается с осознания двух обязательных его составляющих: нормы и условий ее действия.

Сначала выделяется норма и характеризуется по функции знака, по характеру директивы (позитивная, негативная), рассматриваются ее варианты. На стадии совершенствования навыка и обобщения материала предусматривается возможность сочетания норм -- со-седство или совмещение пунктограмм, приводящее к сочетанию знаков препинания или создающее ситуации, при которых наблю-дается отрицательное взаимодействие навыков.

Выделение условий, оформление их в виде отдельных положений, установление связи и зависимости между ними -- один из главных видов работы над пунктуационным правилом.

При работе над правилом надо не только выделить условия действия нормы, но и показать их взаимодействие и подчиненность. Например:

а) наличие глагольной связки снимает норму -- постановку тире:

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. (Л. Толстой);

б) наличие только нулевой связки -- недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен);

в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именительном падеже тире может не ставиться, если на месте нулевой связки в устной речи нет паузы: Мой сосед журналист и часто бывает за рубежом.

Как видим, условия, определяющие постановку тире между глав-ными членами, связаны и взаимодействуют: каждое последующее условие ограничивает действие предыдущего.

Аналитическая работа заканчивается синтетической -- выделен-ные нормы и условия ее действия объединяются правилом. Возможны разнообразные упражнения, связанные с выделением нормы и условий ее действия. Приведем некоторые из них.

1. По указанным условиям назвать норму;

а) определение распространенное, стоит после определяемого слова (обособляется);

б) определение относится к личному местоимению (обособ-ляется);

в) однородные члены соединены союзом и попарно (запятая ставится между парами однородных членов).

2. Назвать условия, при которых действует указанная норма:

а) однородные члены разделяются запятой, если...;

б) между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если... .

3. Установить связи и зависимости между условиями:

а) прочитать правило: «Простые предложения, входящие в со-став сложносочиненного предложения, не разделяются запятой, если имеют общий второстепенный член или вводное слово, соединяются соединительными или разделительными союзами, которые не повто-ряются». Выделить условия, по которым простые предложения, вхо-дящие в состав сложносочиненного предложения, не разделяются запятой. Возможен ли пропуск запятой в предложении В холодном поле ветер выл и гром гремел и дождь лил? Будет ли действовать это правило, если предложения, имеющие общий второстепенный член, соединяются противительным союзом.

б) прочитать предложения и выяснить, при каких условиях при-ложения обособляются, меняется ли сочетание условий их обо-собления.

Краса наших лесов, белоствольная березка стоит среди поля. Человек гуманный и отзывчивый, Борис Иванович, начальник фи-нансовой службы, отнесся к нашей просьбе весьма доброжелательно.

Выделение условий, оформление их в виде отдельных положений, установление связи и зависимости между ними -- один из главных видов работы над пунктуационным правилом.

Мотивирование отдельных положений правила. С выделением нормы и условий ее действия связан и такой вид работы, как мотивирование отдельных положений правила -- почему оно сфор-мулировано так, а не иначе. Например: «Распространенное опре-деление, стоящее после определяемого слова, обособляется».

Почему в правило введено наименование «распространенное оп-ределение»? (Нераспространенное определение в этой позиции может и не обособляться.)

Когда может обособляться нераспространенное определение, сто-ящее после определяемого слова? (Если оно будет входить в ряд однородных членов.)

Почему в правиле указана позиция определения? (Если опре-деление стоит перед определяемым словом, оно может не обо-собляться.)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.