Рефераты. Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

Решая вопрос, в каком именно классе целесообразно осуществить переход к теоретическому уровню выработки того или иного приёма, в качестве главных критериев следует учитывать, во-первых, необходимость осознанного овладения приёмом для развития мышления и усвоения учебного материала, а во-вторых, возрастной уровень познавательных возможностей учащихся. Оптимальный вариант, индивидуально подобранный для каждого приёма, может быть найден лишь при условии, что будут приниматься во внимание все многочисленные факторы, влияющие на формирование данного умения. В одном случае приём разъясняется уже в начальных классах, в другом - после длительного эмпирического применения, в третьем - на самой высшей ступени школьного образования.

Учитываются и связи, которые существуют между способами учебно-познавательной деятельности. Например, нельзя разъяснять, что такое анализ, не объясняя при этом, что такое синтез; нельзя приём «систематизация» разъяснять раньше, чем приём «классификация».

Выбирая урок, на котором целесообразно разъяснять учебный приём, надо выяснить: есть ли потребность в такой педагогической операции для лучшего усвоения изучаемой темы? Есть ли возможность выделить для разъяснения достаточно времени? Можно ли будет на последующих уроках по данному курсу или по другим курсам учить школьников применять этот приём?

Следует также иметь в виду, что между эмпирическим и теоретическим уровнями формирования учебно-познавательной деятельности не может быть жёсткой границы.

Как и формирование знаний, выработка учебно-познавательных приёмов представляет собой длительный процесс: на первом, репродуктивном, этапе школьники используют разъяснённый приём в стандартных учебных условиях под руководством учителя, а на завершающем, продуктивном, этапе оперируют им в нестандартных условиях самостоятельно и творчески, осуществляя процедуру его применения автоматически, в свёрнутом виде, т.е. без расчленения этой процедуры на составные элементы». Кулько В.А., Цехлистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М, 1983, с.10.

Работа учителя по организации усвоения того или иного приёма учебного труда складывается из таких звеньев: диагностика исходного уровня владения приёмами учащимися; разъяснение учителем важности и необходимости усвоения данного приёма; инструктаж о его содержании и способах овладения им; проведение практических упражнений (слитых с обычными упражнениями, проводимыми для усвоения учебного предмета); оперативный контроль за ходом формирования учебно-познавательного умения; его применение в разнообразных ситуациях; закрепление сформированного умения с тем, чтобы у школьников была выработана привычка самостоятельно применять его в повседневной практике.

Следует отметить, что в решении важной задачи - научить школьников учиться - должно осуществляться тесное взаимодействие между учителями и родителями. Учитель должен периодически разъяснять родителям, какая помощь требуется от них при подготовке детьми домашних заданий; научить их, как вести соответствующую работу, постоянно направлять и корректировать их действия, если это необходимо. Но для этого он сам должен быть вооружен определёнными психологическими знаниями об учебной деятельности, о её структуре, формировании, последствиях нарушения, т.е. он должен владеть знаниями и умениями формирования учебно-познавательных способностей учащихся, методами и приёмами этого формирования.

Считая компонентами культуры умственного труда качества личности, рассмотрим их проявление по трём направлениям:

· при работе с отдельными источниками учебной информации;

· в решении познавательных задач;

· при выполнении домашних заданий.

При работе с книгой и другими источниками информации необходимы умение выделять учебную задачу, а также проводить активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию, т.е. умение делить текст на смысловые части, использовать смысловые опорные пункты, составляет план и логическую схему учебного материала.

Одним из важнейших общеучебных умений является умение выделять учебную задачу.

«Наличие учебной задачи, - это, пожалуй, главное, что отличает учебную деятельность от любой другой». Бардин К.В. Как научить детей учиться. -М.: Просвещение, 1987, -с.7.

Уметь выделить учебную задачу - это значит ясно представить себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание.

Ребёнок должен научиться выделять учебную задачу самостоятельно. Если он не видит учебной задачи за разнородными, не похожими друг на друга заданиями, то его учебная деятельность легко нарушается. Происходящее в классе он не понимает в должной мере, ему становится трудно учиться.

Например, на устном счёте, вместо того чтобы производить операции в уме, ученик, не понимающий стоящей перед ним задачи, пытается считать на счётах, палочках, спичках. И поскольку на первых порах это удаётся делать быстрее, чем другим ученикам в уме, он может оказаться на какое-то время в числе лучших и даже заслужить одобрение и похвалу учителя. Однако через некоторое время правильными приёмами работы, начинают опережать его. Ученик просто перестаёт понимать, что делается на уроке.

Дети тяжело переживают неудачи. Они теряют веру в себя и подчас приходят к выводу, что всё равно ничего не умеют, и не пытаются что-либо понять и усвоить на уроке - развивается так называемая интеллектуальная пассивность. По словам К.В. Бардина, «изучение причин показало, что значительная группа ребят не успевает именно из-за этого». Бардин К.В. Указ. Сочинение, с.9

Для оказания помощи ребёнку в этом случае, следует, во-первых, помочь ребёнку ликвидировать разрыв между его знаниями и знаниями основной массы учеников; во-вторых, нужно ликвидировать более глубокую причину интеллектуальной пассивности - подмену учебной задачи выполнением конкретного задания. Пока школьники учатся в начальных классах, им не так уже нужно разъяснять, в чём заключается учебная задача каждого конкретного задания, и какое-то время систематически помогать в этом. Для этого необходимо привлечь родителей.

Можно предложить, например, ребёнку игру в «магазин». Во время игры ему прийдёться сходить в магазин, узнать цены, получить у мамы деньги, сделать покупки, принести сдачу. Всё это даст возможность заставить ребёнка складывать и вычитать любые нужные вам числа. Скучной такая игра не покажется, - дети охотно играют в игры, воспроизводящие жизнь взрослых.

Нужно только не забывать, что игра рекомендуется как временно средство, помогающее только преодолеть возникшие отставания от класса. Игра помогает таким ребятам, потому что непонятная для них учебная задача заменяется игровой. А наша цель заключается в том, чтобы ребёнок научился самостоятельно выделять учебную задачу. Поэтому в каждом случае, когда в ходе игры ребёнок приобрёл какие-то знания, надо добиваться, чтобы он понял, чего он раньше не знал и чему теперь научился. Если, например, он раньше умел складывать только до 10, а теперь умеет складывать с переходом через десяток, то надо постараться разъяснить ему, что это именно то, чем он должен был овладеть.

Многие учителя, зная, что выделение учебной задачи часто представляет большие трудности для учеников начальных классов, на каждом уроке специально отводят время, чтобы проверить, как поняли ученики смысл конкретных заданий. Они просят школьников ответить на вопрос: «Чему мы сегодня учились на уроке?» Это помогает ребятам понять, что они учились, например, вычитать из одного числа другое, а не просто рисовали палочки в тетрадке, писали цифры или двигали кружки на счётах.

Следует заострить внимание на том, что именно начальный период обучения является ключевым для формирования полноценной учебной деятельности. Если же он упущен, то наверстать потерянное удаётся позднее лишь ценой больших затрат времени и большого труда.

У каждой психологической функции, каждой способности существует оптимальный период для её развития, когда она формируется легко, быстро и, как правило, вполне полноценно. Такой период носит в психологии название сензитивного (т.е. особо чувствительного, благоприятного). Если же сензитивный период по каким-то причинам оказывается упущенным, то соответствующая функция, навык, способность формируется с большим трудом и к тому же довольно часто с какими-то дефектами. Так, для освоения учебной деятельности во всех её звеньях (не только учебной задачи, но и остальных) младший школьный возраст является сензитивным периодом. Это время наиболее благоприятное, чтобы заложить основу для умения учиться. Всё, что не сделано в этом возрасте, позже будет сделать намного сложнее.

В педагогической литературе учебные действия обычно описываются с чисто внешней стороны - школьник читает, слушает учителя, делает упражнения. Всё это открыто глазам наблюдателя. А какую внутреннюю умственную работу совершает школьник в то время, когда он читает, слушает, выполняет упражнения? Как складывается его работа, протекающая «про себя»? Ведь читать и слушать можно по разному.

Почему-то в одних случаях школьник читает учебник и сразу усваивает материал, а в других не может запомнить его и после многократного повторения. Иногда, слушая учителя, он понимает смысл ещё до окончания объяснения, с полуслова, но бывает и так, что он ничего не может понять и при повторных объяснениях.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим, какими приемами может пользоваться ученик при изучении материала, какие трудности встречаются при этом наиболее часто, как можно помочь школьнику справиться с ними.

Часто вызывает острые споры вопрос о пользе дословного заучивания.

С одной стороны, какая-то часть учебного материала всегда требует точного заучивания - стихотворения, таблица умножения, теоремы, формулы, хронология, формулировка основных законов и т.д. Обучая ребёнка этому, школа формирует у него умения, которые будут необходимы на протяжении всего обучения.

С другой стороны, хорошо известно, что у ребят в младших классах часто наблюдается стремление воспользоваться буквальным заучиванием вместо логически осмыслённого запоминания материала, в результате они затрудняются изложить текст кратко, своими словами, не видя основного содержания, с трудом отвечают на вопросы. Стремление к буквальному заучиванию может стать препятствием к усвоению правильных приёмов учения.

Таким образом, необходимо точно видеть ту грань, за которой буквальное заучивание перерастает во вредную привычку. Возьмем простой случай - заучивание какого-нибудь стихотворения. Первоклассник понимает, что от него требуется: дословно запомнить стихотворение, с тем, чтобы завтра рассказать его перед классом. И у ребёнка возникает мысль: «Я должен научиться заучивать стихи. А как это делать?» Если такая мысль не появится у ребёнка, надо, чтобы её подсказали старшие. Это очень важно, потому что так возникает осознание поставленной перед ним учебной задачи («Я должен научиться заучивать стихи»). И одновременное - осознание необходимости построить свою деятельность в соответствие с этой задачей, найти нужные приёмы работы («А как это делать?»)

В процессе работы ребёнок пользуется простейшими приёмами заучивания - читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя эти части в достаточно крупные отрывки и, наконец, полностью. В этом случае модно объяснить ему, что одни приёмы более эффективнее, чем другие, и натолкнуть его на мысль о необходимости сравнивать их между собой и отбирать лучшие. Например, попытки самому воспроизвести материал дают лучший результат, чем многократное повторение по книге. Надо помочь ребёнку самому в этом убедиться. Так начинается столь важная работа по формированию учебных действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.