Рефераты. Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

Мыслительной операцией более высокого уровня является систематизация. Термины «система», «систематизация» употребляются в учебниках, начиная с 4 класса: «Солнечная система», «речная система», «корневая система», «систематизация материалов к сочинению» и др. Наиболее благоприятные возможности для объяснения общенаучной категории «система» имеются при изучении в 7 классе периодической таблицы химических элементов. Данной категорией можно дать такое определение: система - множество взаимосвязанных элементов, которые в своей совокупности составляют единое целое. И сразу учитель объясняет, что систематизацией называется мыслительная операция, по сведению знаний в определённую систему. Чтобы овладеть этим приёмом, нужно научиться выявлять составные элементы изучаемого объекта; раскрывать внутренние связи, устанавливать его внешние связи с другими системными объектами, в том числе и более высокого уровня.

Усвоение логического приёма, обобщение возможно лишь в том случае, если школьники уже овладели такими операциями, как анализ, синтез, сравнение. Обобщение даёт возможность поднять знания на более высокий уровень, так как подводит к усвоению научных понятий, законов, мировоззренческих идей. В ходе преподавания различных учебных предметов проводятся занятия, специально предназначенные для осуществления этой мыслительной операции и поэтому имеющие особенно большую образовательную ценность - обобщающие уроки. Термин «обобщение» начинает употребляться в учебниках уже в 5-6 классах: в учебнике русского языка включены разделы «Повторение и обобщение», в учебнике географии приводятся вопросы для «обобщающего повторения» и т.д.

Учитель ограничивается раскрытием лишь педагогического смысла термина, объясняя учащимся, что обобщением называется выделение и объединение самого главного в изученном материале. Школьники постепенно обучаются умению осуществлять всё более сложные операции обобщения: от обобщения нескольких фактов до обобщения огромного количества фактов входящих в содержание учебных дисциплин.

Таким образом, постепенно, по ходу изучения усложняющегося от класса к классу учебного материала школьники овладевают основными операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, классификация, систематизация и некоторые другие, причём начинается их усвоение с самых первых лет школьного обучения (См. об этом подробнее работы А.З. Зан) Зан А.З, Развитие умственных способностей младших школьников. - М: Просвещение1994, с. 36-44.

Таким образом, только овладев в полной мере специальными операциями, школьники могут научиться умениям учиться.

Есть все основания считать, что обучение умению учиться только на эмпирическом уровне уже не может соответствовать задачам современной школы. Нельзя мирится с таким положением, когда «школьник изучает и узнаёт многое о звёздных и морских глубинах, о далёких галактиках и элементарных частицах, о государственном строе Древнего Египта и Вавилонии, но ничего не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познаёт окружающий мир» Сухомлинский К.Р. Разговор молодым директором школы.// Избр. Просвещ.: К5Т. - Киев,1979,т.4,с.561.

Для повышения качества обучения необходимо развивать учебно-познавательные способности не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

О том, что только эмпирический уровень формирования умений в мыслительной деятельности не может быть признан удовлетворительным, свидетельствует как повседневные наблюдения учителей, так и специально проведённые исследования. По данным, приведённым в книге Ю.К. Бабаинского «Рациональная организация учебной деятельности», «анализ причин неуспеваемости одной тысячи учащихся средних и старших классов показал, что 50% отстают в учёбе именно из-за слабого владения учебными приёмами. Вследствие неумения учиться оказались неспособными получить высшее образование 80% отчисленных из вузов студентов» Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М: Педагогика,1981,с.5

Т.И. Шамова приводит следующие сведения: «Сами учителя зачастую не владеют знаниями о ведущих учебных умениях. На заданны нами 225 слушателями курсов в Ворошиловградском пединституте и в институте усовершенствования учителей вопросы «Что такое анализ, сравнение, обобщение?» ответили лишь 136 учителей; из их ответов правильными или частично правильными были только 48%. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика,1982,-с. 115-116.

Выработка учебно-познавательных умений должна осуществляться постоянно в ходе формирования знаний. Эта мысль звучит в трудах многих педагогов и методистов. Особое внимание этой проблеме уделял В.А. Сухомлинский «Без увеличения и вдохновения, - подчёркивал он, - без осмысления умственного труда как процесса поисков и находок обучение превращается в зубрёжку; из него выпадает главная цель школы - общее умственное развитие, формирование пытливого ума, воспитание жажды знаний». Сухомлинский К.А. Методика воспитания коллектива// Избр. Произведения: В5 ТТ. - Киев ,1979, т.1,с.76 Н.К. Крупская писала: «Нам надо научить ребят осмысливать свой труд, понимать, как его надо организовывать…» Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10 т. -М 1959, т.3,с.457

Главными признаками теоретического уровня формирования умения учиться являются: разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.

Процесс разъяснения интеллектуального умения состоит из следующих элементов: а) общая характеристика и формулирование его краткого определения; б) вычленение умственных действий, из которых складывается процедура его применения (и которые могут быть отражены в соответствующей памятке); в) проведение первого обучающего упражнения.

Переход к теоретическому уровню формирования учебно-познавательных умений делает их особым объектом изучения и тем самым создаёт условия для их более глубокого и прочного усвоения. Это соответствует требованиям оптимизации учебного процесса и развивающей методике обучения. Обеспечивается также более полное осуществление дидактического принципа о ведущей роли теоретических знаний.

«Теоретический уровень, позволяет достичь осознанного усвоения методов учения, тем самым обеспечивает возможность их переноса, т.е. применение в новой учебно-познавательной обстановке». Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М, Педагогика,1981,-с.15. Например, формируемое на уроках литературы умение рецензировать ответы своих товарищей учащиеся смогут использовать в ходе изучения других предметов лишь в том случае, если учитель разъяснит, из каких умственных действий состоит этот общенаучный приём. Способность осуществлять подобный перенос делает приём обобщённым и служит самым убедительным доказательством его усвоения.

Формирование интеллектуальных приёмов на теоретическом уровне стимулирует более интенсивное развитие мышления, как общего, так и специального (математического, исторического и д.р.). Чем более свободно владеют школьники данными приёмами, тем более активно участвуют они в учебном процессе и поэтому тем шире возможности для его проблемного построения.

Поскольку процессуальная сторона обучения неразрывно связана с содержательной, разъяснение способов мыслительной деятельности обеспечивает улучшение усвоение усвоения основ изучаемых в школе наук. Так, вполне, очевидно, что учащиеся, владея приёмом «обобщение», смогут намного лучше готовится к обобщающим урокам и усваивать их содержание.

Усиливается также интерес к учёбе, который служит, как известно, могучим средством её мотивации. Интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Исследования психологов показали, что интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.

«Разъясняя учебные приемы, мы помогаем школьникам овладевать научной организацией своего труда и тем самым добиваться значительного повышения его производительности. А это основной путь к ликвидации перегрузки учащихся, что особенно важно в сегодняшней ситуации. Известно ведь, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много. Если ученик не владеет обобщенным умением решать математические задачи, на подготовку к уроку у него, естественно уйдёт больше времени, чем у школьников, которые такими умениями обладают.

Хорошо организованный учебный труд оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умение беречь время. В процессе учебного труда формируется не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. «Я тысячу раз убеждался, - писал В.А. Сухомлинский, - что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой…» Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека// Избр. произв.: в 5 т. - Киев,1979,-т.2,-с.349 «Тружеником познания» уважительно называл он ученика. Однако позитивные качества личности учебный труд воспитывает лишь в том случае, если школьник умеет учиться. «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание -лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится всё крепче, и разорвать его всё труднее». Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959, -с.133

При обучении школьников именно учиться появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого материала будет разъяснён тот или учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Соответственно же общему плану определяются частные задачи каждого урока по развитию учебно-познавательных способностей учащихся. Возникает также основа для разработки и реализации межпредметной программы формирования интеллектуальных приёмов. Да и сами ученики получают возможность более активно управлять своей учебной работой: так усвоив несколько способов самоконтроля, они в каждом конкретном случае смогут правильно выбрать наиболее подходящий способ.

И, наконец, овладение учащимися интеллектуальными умениями служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы её выпускники могли успешно заниматься дальнейшим образованием и - что особенно важно - самообразованием.

Следует, однако, учитывать, что разъяснять школьникам нужно лишь немногие, наиболее необходимые и доступные учебно-познавательные методы и принципы, а также помнить, что, в отличие от других способов деятельности, способы мышления трудно поддаются осознанию и расчленению на составные части (чтобы на конкретном примере убедиться в этом описать процесс своего размышления над каким-либо вопросом).

Включение в содержание школьного образования слишком много обширных теоретических сведений об умственном труде может усилить перегрузку учащихся, помешать решению многих других образовательных и воспитательных задач.

В младших классах методы умственного труда формируются в основном на эмпирическом уровне, но опыт обучения свидетельствует, что уже в начальной школе можно и нужно элементарно и доступно разъяснять учащимися некоторые приёмы. Наиболее благоприятные условия для обучению умению учиться существуют в средних классах, так значительно возрастают познавательные способности школьников, а уроки пока ещё не перегружены большим и сложным материалом (что позволяет выделить время для проведения упражнений по формированию учебно-познавательных умений). В старших классах знания о способах умственной деятельности не только закрепляются, но и значительно расширяются, углубляются, что даёт возможность применять их на практике для самостоятельной творческой работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.