Рефераты. Творческие способности детей в игре

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри-ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз-расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо-сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз-дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос-нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита [7, 123], Б.Н. Никитина [18, 15, 16], и Л.Кэррола [9, 38], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол-за-ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на-сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую-щий момент спо-собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за-долго до обучения чте-нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук-вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте-нием.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви-ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по-степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по-знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани-маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя-тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де-лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди-тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей за-ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно-сти, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не-навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под-сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду-маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус-пешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи-ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти-мулировать ребенка к творчеству проявлять со-чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби-хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре-бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме-шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме-шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со-хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до-казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис-кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко-торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже-ние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изуче-ния лите-ратуры по данной теме, попытались определить основные направле-ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор-ческих способностей как творческое мышление и воображение в до-школьном возрасте.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично-сти и сис-темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле-ние гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из-влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб-ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль-ные игры, способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа-ра-тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоре-чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про-блемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле-ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек-тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част-ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем-ность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целост-ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб-разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле-ниях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру-гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви-тии сис-темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу-дущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе-циальными уп-ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви-вающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю-бой предмет многофункционален.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошко-льников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз-нен-ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра-нее вос-принятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по-могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред-ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого вообра-жения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб-ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни-ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе-нии существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до-казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете-ния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра-жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле-ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вооб-ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра-жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". [5, 8]

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги-ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за-ключается в необходимо-сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос-новы для его творческой деятельности. Чем больше ре-бенок видел, слышал и пе-режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук-тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе-седуют с ре-бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте-реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.