Рефераты. Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В связи с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется : 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.

1. Фактор социальной изоляции, который проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.

2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая.

1. Дети, поступившие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют отрицательный опыт семейной социализации. Они идентифицируют различные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный опыт воспроизводится как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).

2. Дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не проживали в родительской семье. Эти дети никогда не выполняли роли сына или дочери.

3. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях.

1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.

2. Группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.

3. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения.

4. Неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников.

5. Коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.

6. Смена воспитателей ,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.

7. Воспитатели не получают специальной подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего [5, с. 6-15].

Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с се-мьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отно-шении которых с самого рождения допускается соци-альная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

По данным многих исследований, социальное разви-тие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных ста-диях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты не-рвозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрес-сию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Не-правильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим не-гативную позицию.

Дети психологически отчуждены от людей, и это от-крывает им "право" к правонарушению. Недостаток люб-ви, мало положительных эмоций нормального человеческо-го общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появ-ляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, эко-номии, даже в сугубо личных масштабах.

В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" -- мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по от-ношению к ним агрессию, готовы использовать их в сво-их целях. Дети могут жестоко обращаться со своим свер-стником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и призна-нии из-за нестабильного положения.

У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происхо-дит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсут-ствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваи-вают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы по-ведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоя-тельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развива-ется ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность [22, с.104-105].

Нахождение в интернатном учреждении на полном го-сударственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

Исследования И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской показыва-ют, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собствен-ной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в роди-тельскую семью мужа или жены, не в состоянии постро-ить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быс-тро исчерпывается первоначальная привязанность, содержа-ние супружеских отношений не получает развития [25, с. 244].

Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). Деятельность социально-педагогической деятельности должна быт направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.

1.3. Игра как средство социальной адаптации

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми[21, с.139].

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игр а- это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [21, с.138].

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [1, с.67].

Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе.

В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму - осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты: 1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет; 2. Активный творческий характер этой деятельности; 3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями (2, с.59-61).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.