Рефераты. Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива [27,с 68].

Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет.

Предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуальных качеств, индивидуального своеобразия (схема 1.1).

Схема 1.1

Предрасположенность человека к адаптации

2

Индивидуальное своеобразие человека - это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. Также на своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособится к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе. К процессу адаптации также относят понятия «настрой», «состояние» и «самоактивность».

Настрой- внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

Состояние- определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (состояние здоровья, положительный или отрицательный настрой, страх и т.п.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в позитивную, так и негативную сторону в зависимости от изменения от обстановки и степени самореализации.

Самоактивность - фактор, определяемый человеком в процессе его адаптации. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

С.Л. Колосова выделяет два типа социальной адаптации:

Прогрессивный - при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом- с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимаются личностью как важнейшее условие раскрытия своих возможностей, как гарантия возможности самореализации.

Регрессивный - проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у личности возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство широкого общественного признания и собственного достоинства [9, с.16].

Что же касается структуры самой адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта:

1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ее актуальным психическим состоянием, логической переработкой внешней и внутренней информации;

2. Социально-психологическая адаптация, направленная на установление взаимоотношениями с окружающими;

3. Психофизиологическая адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека [13, с.3]. Все эти три аспекта взаимосвязаны и в совокупности являются показателями успешности или неуспешности адаптационного процесса.

Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А. Куган выделяет следующие:

1. Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

2. Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3. Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4. Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения (12).

Соотнося полученные факты с условиями в школе-интернате, мы приходим к следующим выводам:

? стадию уравновешивания можно наблюдать, когда в интернатное учреждение поступает ребенок. Он сразу же сталкивается с новыми для него условиями: новые требования, выдвигаемые дисциплинарной системой самого интерната, незнакомое социальное окружение - воспитатели и дети, проживающие в интернате.

? Стадия псевдоадаптации проявляется в том, что недавно поступивший ребенок испытывает внутренние противоречия, которые заключаются в том, что он должен принять те требования и условия проживания, которые предъявляются в данном учреждении, хотя он с ними и не совсем согласен. Это повышает уровень его тревожности, что приводит к психическому напряжению. Следствием этого может стать агрессия ребенка по отношению к окружающим или депрессивное состояние.

Проявление данных психологических феноменов зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. Стадия приноровления имеет место тогда, когда ребенок принимает предъявляемые к нему требования, систему ценностей коллектива, идя при этом на некоторые уступки. Он вырабатывает, как указывает И.К. Кряжева, индивидуальную стратегию и закономерности поведения в группе, обеспечивающие его существование, сохранение и развитие индивидуальности, адаптация при этом характеризуется как состояние психологической включенности в деятельность, сопровождающееся реализацией внутриличностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием [11, с.45]. То есть ребенок включается в совместную деятельность, выступает инициатором идей.

? Стадия уподобления является завершающей и характеризует адаптационный процесс как позитивный. Ребенок перестраивает свое поведение в соответствии с моделью поведения большинства группы.

Критериями адаптации отечественный исследователь В.Н. Литовченко выделяет:

v Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

v Продуктивность и эффективность деятельности;

v Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности( отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

v Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения( отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);

v Степень реализации внутриличностного потенциала;

v Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) [12, с.4].

Таким образом, социальная адаптация представляет собой постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособления индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы «повысить уровень социального комфорта, прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера. Адаптация является способностью человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития» [18, с.12].

С процессом адаптации неразрывно связан процесс дезадаптации, который является противоположным с ней по значению.

Для лучшего понимания исследуемой проблемы важно рассмотреть антоним понятия «адаптация» - «дезадаптация». В.Н. Литовченко определяет дезадаптацию как неспособность человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют ему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптаци является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения.

Дезадаптация приводит к дезадаптированности личности. Можно выделить несколько видов дезадаптированности: 1. устойчивая ситуативная дезадаптированность- имеет место в определенных социальных ситуациях, когда человек не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки (примером являются изолированные члены малых групп); 2. временная дезадаптированность в результате смены микросоциума, референтной группы, социальной роли( новый коллектив, изменившийся микросоциум и проч.) - устраняется с помощью адекватных адаптивных социально-педагогических и внутрипсихических действий; 3. общая устойчивая дезадаптированность- вызвана непрерывным воздействием факторов, препятствующих удовлетворению его потребностей, и неспособностью личности изменить сложившуюся ситуацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.