Рефераты. Современное состояние системы профессионального образования Тульской области

В 2002/2003 учебном году областная система образования включала в себя 40 государственных ссузов и 3 негосударственных (Юридический колледж 1 Российской секции Международной полицейской ассоциации, Гуманитарный колледж и Белевский кооперативный техникум).[5]

Кроме этого функционируют: Экономический техникум Аксенова, Ефремовский и Новомосковский филиалы ЮК PC МПА, Новомосковский и Тульский филиалы Московского экономико-технического колледжа железнодорожного транспорта, Тульский филиал Московского финансового колледжа.[5]

По состоянию на апрель 2002 года в государственных образовательных учреждениях обучалось 27,5 тыс. студентов.[5]

На начало 2001/2002 учебного года статус колледжа имели 18 ссузов (включая негосударственные), техникума -- 18, училища - 7.[5]

В соответствии с требованиями рынка труда в средних специальных учебных заведениях осуществлялась структурная перестройка подготовки спе-циалистов. Распределение численности студентов по отраслевым группам го-сударственных учебных заведений характеризуется следующими данными (в процентах):

промышленность и строительство - 49;

транспорт и связь - 2;

сельское хозяйство - 12;

экономика и право - 8;

здравоохранение -13;

просвещение -14;

искусство и кинематография - 2.

Следует отметить, что в 23 учебных заведениях велась подготовка по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». [5]

Расширяется возможность получения платного образования в государст-венных ссузах, были приняты на обучение на платной основе в 2000 г. 5463 студента (17,6 % человек обучались с полным возмещением затрат на обуче-ние). Средний размер годовой оплаты за обучение одного человека в 2001/2002 учебном году составил 4,5 тыс. рублей. Но только 28 государственных ссузов области ведут подобное обучение. При этом отмечается очень большой раз-брос в количестве принимаемых на платной основе студентов: от 2 (Болоховский машиностроительный техникум) до 294 человек (Тульский автомеханиче-ский колледж транспортного строительства).[5]

Департамент образования в тесном контакте с Советом директоров ссу-зов Тульской области направлял свою деятельность на реализацию Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования на 2000 - 2005 гг., Программы развития среднего профессионального образования на 2000 - 2005 годы. На совместных заседаниях рассматривались вопросы гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи на ма-териалах работы поисковых групп с учетом социальных, культурных и истори-ческих традиций региона. С интересом обсуждались результаты работы в этом направлении Богословского совхоза-техникума и Алексинского химико-технологического техникума.[10]

Рассмотрению проблем экологического образования был посвящен один из семинаров, на котором обсуждались аспекты содержания учебных программ (опыт работы Щекинского политехнического колледжа) и роль экологического образования в педагогической системе (Ефремовский медицинский колледж).[10]

Проблемы формирования личности в современной социокультурной си-туации рассмотрены на примере Тульского областного колледжа культуры и ис-кусства. Особый интерес вызвало изучение и обсуждение вопроса об интеграции профессионального образования на примере опыта работы Тульского государ-ственного профессионально-педагогического колледжа, который получил одоб-рение на коллегии МО РФ в июне 2002 года.[10]

Педагогические колледжи занимают свою, характерную именно для них, нишу в системе профессионального образования. Проблемам гуманитарного образования и гуманистического воспитания отводится в них первостепенное место. Поэтому опыт работы по управлению профориентацией и социализаци-ей студентов педагогических колледжей, на примере деятельности Тульского педагогического колледжа № 1, получает распространение в регионе.

Все шире внедрялась в систему образования ссузов дистанционная тех-нология обучения. Опыт работы в этом направлении представил Юридический колледж PC МПА, имеющий дипломы не только Тульской области, но и Россий-ской Федерации.

Налаживаются связи и сотрудничество с учреждениями СПО соседних областей. В мае на заседание Совета директоров были приглашены председа-тель и руководители ссузов Калужской области. Прошло заинтересованное об-суждение проблем СПО, намечена программа сотрудничества.[3]

Важное место в работе ссузов занимает научно-методическая работа, ко-торая обогащает внутренний мир преподавателя, повышает его научный уро-вень, развивает творческий потенциал.

Для координации учебно-методической и воспитательной работы в ссу-зах области созданы и успешно функционируют областные методические объ-единения по различным направлениям.

Впервые за последние годы проведена зимняя областная студенческая спартакиада.[3]

Одной из главных задач является совершенство-вание качества подготовки студентов ссузов и координация методической ра-боты в учреждениях СПО. Назрела необходимость создания научно-методического центра профобразования на базе существующего МПК с расши-рением блока СПО.

3.Высшее и послевузовское профессиональное

образование

Система высшего профессионального образования (ВПО) Тульской об-ласти включает ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, являющиеся ведущими выс-шими учебными заведениями области, два института - Тульский артиллерий-ский инженерный институт и Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, четыре филиала цен-тральных российских вузов, пять негосударственных учреждений высшего про-фессионального образования и представительства центральных вузов РФ, количество которых ежегодно меняется (от 5 до 10).

Региональная политика в сфере высшего образования строится на осно-вании Постановления губернатора Тульской области № 225 «О взаимодействии с государственными высшими учебными заведениями до 2005 года».[3]

В соответствии с ним определены мероприятия по использованию науч-ного потенциала вузов в интересах региона, развитию интегративных процес-сов, повышению качества образования, оздоровлению студенческой молодежи. В государственных учреждениях ВПО за счет средств федерального бюджета обучаются более 20 тысяч человек, что составляет 78,6 % от общего количества обучающихся, по договорам с полным возмещением затрат - 5421 человек (21,4 %), женщины составляют 50,3 %. Наиболее популярными явля-ются следующие направления и специальности: «Организация дорожного дви-жения» - 5,2 человека на место, «Психология» - 4,1 (без учета студентов с полным возмещением затрат - 5,5), «Организация перевозок и управление на транспорте» - 3,2 (3,6), «Электроэнергетика» - 3 (3,8), «Финансы и кредит» -2,9 (5,8), «История» - 3 (3,3), «Юриспруденция» - 2,3 (4,8), «Автомобили и ав-томобильное хозяйство» - 1,6 (5,4). На дневных отделениях вузов обучаются 5587 (28,3 %) студентов из рай-онов, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыль-ской АЭС, или из подразделений особого риска, слепых и глухонемых, а также 92 (0,5 %) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получают стипендии за счет стипендиального фонда 65,8 % от общего количества студентов дневных отделений (без учета студентов с полным воз-мещением затрат).

В негосударственном секторе ведущими учреждениями ВПО являются Тульский филиал Московского современного гуманитарного института (960 че-ловек) и Тульский филиал международной академии туризма (351 человек). Всего негосударственный сектор высшего профессионального образования составляет около 7 % от общего количества обучающихся в вузах области.

В негосударственном секторе осуществлялась подготовка в основном по гуманитарным дисциплинам. В общем количестве специальностей в негосудар-ственных вузах соотношение следующее: юристы составляют около 33 %, пси-хологи - 24 %, экономисты - 43 %.[5]

На Совете ректоров, председателем которого является ректор ТулГу, академик Э.М. Соколов, рассматривались вопросы фундаментализации вузов-ского и поствузовского образования, планы по реализации модернизации обра-зования в Российской Федерации, направления и стратегия развития высшей школы, а также были обсуждены мероприятия по выполнению решений заседа-ния Госсовета под председательством Президента РФ. Намечены планы по формированию единого социально-культурного пространства в области; про-анализирован опыт перехода на многоуровневую систему образования, рас-смотрены пути применения современных образовательных технологий в учеб-ном процессе в плане подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием и т. д.[3]

Особое внимание уделялось модернизации образования в России. Неод-нократно на заседаниях поднимались вопросы обеспечения доступности и качества образования, рассматривался опыт вузов в реализации этих направле-ний. Кроме этого в июне 2002 года обсуждался вопрос о проведении в Тульской области эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подавляющее большинство членов совета считает, что эксперимент по его проведению следует одобрить и поддержать. Хотя в настоящее время область еще не готова к его полномасштабной организации, так как для этого требуются значительные материальные и финансовые затраты.[3]

Актуальными остаются вопросы трудоустройства выпускников вузов. По-этому в мае 2002 года Советом ректоров совместно с Тульской торгово-про-мышленной палатой рассматривался вопрос кадрового обеспечения оборонно-го комплекса области. О важности и значимости рассматриваемого вопроса го-ворит тот факт, что в заседании приняли участие руководители ряда департа-ментов администрации, представители предприятий оборонного комплекса го-рода. По результатам заседания были выработаны рекомендации и предложе-ния. У всех участников совещания нашел поддержку проект, разработанный по инициативе департамента образования, целевой программы мероприятий по развитию вузов, осуществляющих подготовку инженерных и научных кадров для организации оборонного комплекса.[3]

Особое внимание в 2001 году уделялось реализации государственной / молодежной политики в рамках выполнения федеральной целевой программы «Молодежь России 2001 - 2005 г.г».[3]

Актуальность данного вопроса несомнен-на, так как протекающие в последнее время в обществе противоречивые и сложные политические и социально-экономические процессы привели к потере частью молодежи морально-этических и нравственных принципов. Наблюдает-ся снижение общего уровня образованности и воспитанности молодых людей, их слабая способность адекватно анализировать объективную реальность, ви-деть и понимать свои цели, задачи, а также средства и способы их достижения. Участились случаи недисциплинированности, хулиганства, насилия к окружаю-щим со стороны студентов. Возросло употребление алкогольных напитков и наркотических средств.

В этой связи все выступавшие на заседании делились опытом воспитательной работы в своих вузах.

Одной из главных проблем является повышение качества подготовки вы-пускаемых специалистов. Поэтому был поднят вопрос о деятельности в Туле и области негосударственных вузов и их филиалов. По результатам обсуждения принято решение о проведении ревизии всех зарегистрированных в соответст-вующих органах учебных заведений, реализующих программы высшего, после-вузовского и дополнительного образования, и создании постоянно действую-щей комиссии из представителей департамента образования, Совета ректоров вузов для обследования и проверки деятельности учебных заведений на предмет соблюдения ими лицензионных требований и положений уставных и нор-мативных документов.[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.