4
Министерство Образования РФ
Тульский Государственный Педагогический
Университет им Л.Н.Толстого
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Современное состояние системы
профессионального образования
Тульской области»
Выполнил: Студент ФТЭСХ группы 3»В» Родин А.Б.
Проверила: Преподаватель
кафедры ПиМПО Качура Н.Е.
Тула 2004
Содержание:
Введение 3
1. Начальное профессиональное образование 5
2. Среднее профессиональное образование 16
3. Высшее и послевузовское профессиональное образование 19
4. Анкетирование 27
Заключение 28
Литература 31
Введение
Современная экономическая ситуация в России предъявляет более же-сткие требования к качеству профессионального образования (ПО), предостав-ляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования ПО, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подго-товки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводст-ва дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руко-водителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необ-ходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам зара-ботной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения профессионального образования вынуждены за-ниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: ос-нащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспе-чение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения учреждений образования, но и проблемы соответствия перечня профессий требованиям рынка труда и образовательных услуг, стан-дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. В основном все из них зависят от внутреннего потенциала системы образования в це-лом и входящих в нее учреждений.
Решением ряда проблем в Тульском регионе занимается Департамент образования Тульской области. Но, чтобы достичь успеха в преобразовании системы, необходимы законы не регионального, а федерального значения.
Конечно, сейчас продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз-витых странах мира. Поэтому подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования (ПО) предусмат-ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ-ектов РФ, образовательных учреждений (ОУ) в решении вопросов содержания и организации про-фессионального образования на региональном уровне.
Важным этапом в работе учреждений ПО является анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных ква-лификационных экзаменов.
Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества зна-ний.
Как же адаптировать систему профессионального образования к новой политической, социальной и экономической реальности? Как решить проблему финансово-материального обеспечения ОУ? Как совершенствовать существующую систему и как стратегически спланировать деятельность ОУ Тульской области? Эти и другие вопросы особенно волнуют в настоящее время.
Объектом моей курсовой работы является: система профессионального образования Тульской области.
Предметом является: современное состояние и тенденции развития профобразования в Тульской области.
Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы профессионального образования Тульской области.
Гипотеза: условия и тенденции развития системы профессионального образования Тульской области зависят от предъявляемых к ним требованиям, а также от успеха адаптации к новой политической, социальной и экономической действительности.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального образования Тульской области.
2. Выявить основные проблемы НПО и попытаться найти пути их решения.
3. Выделить основные направления развития профессионального образования.
1. Начальное профессиональное образование
В изменяющихся социально-экономических условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессио-нального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стан-дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в це-лом и входящих в нее учреждений.
В настоящее время департамент образования продолжает работу по следующим основным направлениям:
формирование региональной политики в области ПО;
развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;
налаживание социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики региона;
регламентация деятельности учреждений НПО;
переход на обновление качества профессионального образования всоответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения;
перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебныхзаведений, открытие подготовки по новым профессиям.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ проводится работа с руководителями учрежде-ний НПО по подготовке и оформлению уставов и учредительных договоров. В настоящее время все 43 профессиональных училища и лицея области их име-ют. [3]
По мере реализации концепции реформирования системы начального профессионального образования, основанной на Законе РФ «Об образовании», важное значение приобретает государственно-общественный контроль за деятельностью ОУ, осуществляемый через их лицензирование, аттестацию и го-саккредитацию.
Отделом развития начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется работа по лицензированию учреждений НПО. В основном она связана с окончанием срока действия лицензий. Проводятся консультации по оформлению пакета документов, представляемых на лицензи-рование, с последующей экспертизой условий осуществления образовательной деятельности. Из 43 профессиональных училищ и лицеев области 7 не представили документы для получения лицензии. Также ведется работа и по лицензированию негосударственных образовательных учреждений, осу-ществляющих профессиональную подготовку (в том числе отделов подготовки кадров предприятий области).[5]
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Законом Тульской области «О начальном профессиональном образовании» учебные заведения по-лучили самостоятельность в формировании контингента учащихся и препода-вателей, в выборе форм и методов обучения, учебно-методической литературы и т. д. В этих условиях первостепенную роль приобретает соответствие резуль-татов обучения определенным нормам и стандартам.
Процедуру аттестации в 2002 году прошли 6 государственных образова-тельных учреждений начального профессионального образования - ПУ №№ 32, 36, 39, 40, 41, 44. Ведущими показателями оценки деятельности ОУ в ходе ат-тестации являются: качество подготовки выпускников в соответствии с требо-ваниями Государственного стандарта профессионального образования; содер-жание учебно-программной документации и методического обеспечения; нали-чие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям реализуемых обра-зовательных программ; уровень квалификации инженерно-педагогических кад-ров.[3]
По результатам аттестации оказывается конкретная помощь образова-тельному учреждению в устранении выявленных недостатков в их деятельно-сти или в поддержке персональных творческих инициатив, определяется место ОУ в системе подготовки кадров по соответствующей группе профессий и спе-циальностей в регионе, осуществляется социальная защита молодежи и взрос-лого населения от предоставления некачественных образовательных услуг.
Подготовка рабочих кадров и специалистов в нашей области осуществ-ляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 19856 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений - ПЛ №№ 1, 4, 6, 7, 11, 17, 18, 19, 25, 26, 35, 42, 43.
Контингент обучающихся на конец 2002 года составил:
дневное отделение -- 17555 чел.;
вечернее (сменное) отделение -- 820 чел.;
ПУ при ИТУ Министерства юстиции России -- 1340 чел.;
водители для Вооруженных Сил РФ -- 36 чел.;-спецПУ--105 чел.[5]
Обучение в учреждениях НПО осуществляется более чем по 70 профес-сиям и специальностям. Преобладает доля профессий производственной (из них наибольшее количество профессий машиностроения) и сельскохозяйст-венной сфер, а также автомобильного транспорта, строительного профиля.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, учреждения НПО проводят работу по открытию новых специальностей: в ПЛ №№ 1 и 42 стали обучать профессии «пекарь-мастер», возрождаются забытые профессии: в ПУ № 22 вновь открывается специальность «сборщик обуви».[3]
Продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, не-обходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабо-чих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз-витых странах мира. Подготовка специалистов в учреждениях НПО предусмат-ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ-ектов РФ, ОУ в решении вопросов содержания и организации начального про-фессионального образования на региональном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5