Рефераты. Социально-педагогическая запущенность детей в детском возрасте

Будь счастлив. Ты это сможешь, если захочешь.

Твой преподаватель по основам позитивного мы-шления.

(Подпись.)

Эта памятка является кратким резюме ос-новных положений спецкурса.В заключение необходимо отметить следующее:

1. Данный спецкурс не выдвигает нереаль-ную цель - сформировать идеального ребенка. обладающего всем комплексом качеств пози-тивного мышления. Цель в ином - побудить ре-бенка к постоянному развитию у себя этих ка-честв через осознание их необходимости и целесообразности для его жизни.

2. При проведении спецкурса необходимо учитывать наличие в каждом классе детей груп-пы риска, требующих специальной коррекционной работы в психологических или реабили-тационных центрах. Однако апробация данной социальной технологии показала ее результа-тивность для большинства учащихся.

3. Данный спецкурс, если его сделать обяза-тельным предметом, предполагает охват макси-мального числа учащихся и помощь им в решении своих проблем (тем более, что во многих школах нет квалифицированных социальных работников, а психологические и реабилитационные центры существуют не во всех городах и селах, и не все дети обращаются туда со своими проблемами),

4. Желательно, чтобы предмет вел социальный педагог (препо-давание этого предмета не предполагает про-фессиональный музыкальной подготовки), тогда у него будет возможность лучше узнать всех детей своей школы и заслужить их дове-рие. В дальнейшем они будут с желанием обра-щаться к нему со своими проблемами.

5. При проведении спецкурса необходима постоянная работа с родителями, классным ру-ководителем и другими преподавателями в фор-ме собраний, лекций,тренингов, индивидуаль-ных бесед и т.д.

Заключение

«Школьная социальная работа» как поня-тие включает в себя обширный комплекс мер и мероприятий по решению социальных про-блем участников образовательного процесса в целях достижения высоких или достаточных качественных показателей его успешности. Учащиеся хорошо учатся, учителя хорошо учат, родители выполняют свои обязанности по обеспечению семейных условий для ус-пешного обучения своих детей, администра-ция создает и поддерживает отлаженную си-стему жизни школьного коллектива. Пример-но по такой же схеме с другим наполнением собственно учебно-воспитательного процес-са оценивается социальная работа в других типах и видах образовательных учреждений. Таким образом, получается, что социальная работа в образовательном учреждении осно-вывается на социальной педагогике как на-уке и выполняется, так или иначе, всеми уча-стниками образовательного процесса при ве-дущей роли социального педагога.

Проблемное поле социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей раз-ных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального педагога кон-кретного образовательного учреждения фор-мируется на основе реального социального заказа, специфики контингента образователь-ного учреждения, его ведомственной подчи-ненности, типа и вида, а также профессио-нального багажа специалиста.

Социальный педагог оказывает помощь и решает проблемы клиентов (общеупотреби-тельный мировой термин). При этом реали-зуются следующие функции:

· образовательно-воспитательная -- спе-циалист обеспечивает целенаправленное пе-дагогическое влияние на поведение и деятель-ность детей и взрослых, содействует образо-вательной и воспитательной работе всех со-циальных институтов в зоне своего профес-сионального влияния: семьи, образователь-ных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

· диагностическая -- специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологичес-кие и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет по-зитивные или негативные влияния, проблемы;

· организаторская -- специалист органи-зует ту или иную общественно ценную дея-тельность детей и взрослых, помогает в тру-доустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность под-ростковых и молодежных объединений, вли-яет на взаимодействие клиента с медицински-ми, образовательными, культурными, спор-тивными, правовыми учреждениями, общест-ва и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

· прогностическая -- специалист участву-ет в разработке планов, программ и прогно-зов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает соци-ально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и ал-горитмы решения конкретных социально-пе-дагогических задач;

· профилактическая и социально-тера-певтическая -- специалист участвует и при-водит в действие социально-правовые, юри-дические и психологические механизмы пре-дупреждения и преодоления негативных вли-яний, организует социотерапевтическую по-мощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социально-го и профессионального самоопределения;

· организационно-коммуникативная -- специалист способствует включению добро-вольных помощников, населения в социаль-ную работу, в совместный труд и отдых, дело-вые и личностные контакты, сосредотачива-ет информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными института-ми в их работе с клиентами;

· охранно-защитная -- специалист ис-пользует весь арсенал правовых норм для за-щиты интересов клиентов, содействует приме-нению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредован-ные противоправные воздействия на клиентов;

· посредническая -- специалист осуществ-ляет связи между семьей, образовательным уч-реждением, ближайшим окружением, офици-альными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи сотрудниками соответствуюших служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализо-вать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на труд-ности, проблемы, общественные условия от-дельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стиму-лированием собственной активности людей, с раскрытием их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Литература

1) Алемаскин МА. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.

2) Алемаскин МА., Морозова ТА. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профтехучи-лищах: Метод, рекомендации /Гос. ком. СССР по ПТО. - М., 1986.

3) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - Т. П. -М,,1980.

4) Антонян ЮМ.. Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.

5) АсмоловА.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.

6) Бабанский Ю.К., Победоносцев ГА. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1980.

7) Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.

8) Байбородова Л.В„ Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. - Ярославль, 1997.

9) Байярд Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

10) Башкатов ИЛ. Социально-психологические особенности развития кри-миногенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.

11) Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и психол. соч. В 2 т. - Т. 1. - М., 1979.

12) Богданова О.С; Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшекласс-ников: Кн. для учителя. - М., 1988.

13) БожовичЛ Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

14) Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика ранне-го алкоголизма. ~ М., 1984.

15) Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.--М., 1988.

16) Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. - 1992. -,.

17) Ермаков ВД. Социально-правовая профилактика правонарушений несо-вершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. -М., 1981.

18) Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. -М., 1986.

19) Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися:

20) Метод, пособие. - М., 1982.

21) Караковский В-А. Чтобы воспитание было успешным... - М., 1979.

22) Карягина О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогичес-кое исследование // Классный руководитель: Научно-методический журнал. - 1997. - № 5.

23) Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е. изд. -М., 1994.

24) Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М., 1982.

25) Колосов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подрост-ка. - М., 1986. -

26) Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М., 1989.

27) Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

28) Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

29) Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков, А.В. Волохов и др. - М., 1991.

30) Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушите-лей.-М., 1992.

31) Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моде-лирования. - М., 1998.

32) ЛичкоА.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков.-М., 1983.

33) Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -- М., 1988.

34) МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.

35) Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - Л., 1982.

36) Мишина Т.М. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1978.

37) МудрикАЛ. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М., 1983.

38) Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. - Кишинев, 1980.

39) Натанзон ЭЛ. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М., 1984.

40) Парыгин БД. Социальная психология как наука. - Л., 1967.

41) Петровский А.В. Быть личностью. - М., 1990.

42) Раттер М. Помощь трудным детям. -- М., 1987.

43) Рожков МЛ. Развитие самоуправления в ученических коллективах. -Казань, 1987.

44) Рожков М.И. Социальное закаливание как компонент воспитания личнос-ти // Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. материалов. - Ярославль, 1996.234

45) Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. -- Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997. - 364 с.; - Т. 2.

46) Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. -- М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; - Т. 2. - 1989.

47) Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М., 1981.

48) Рыбалъская В.Я. Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1975.

49) Семенов ВД. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

50) Семенова Н.К., Щедрина А.К. Правовые формы общественного воспита-ния несовершеннолетних. - М., 1980.

51) Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни // Практическая психология. - М., 1997.

52) Соколов Политиздат, 1986.

53) Социальная адаптация учащихся / Под ред. М.И. Рожкова. - Ярославль, 1995.

54) Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

55) Социальная педагогика, социальная работа: Социально-юридический словарь / Под ред. Г.В. Мухамедзяновой. - М., 1995.

56) Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М., 1986.

57) Сухомлинский ВА. Избранные произведения. В 5 т. - Киев, 1979. - Т. 1.

58) Тарас А.Е. Предупреждение отклоняющегося в поведении учащихся.-Минск,1986.

59) Татаренко ВЯ. Семья и формирование личности. - М., 1987.

60) Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А. Татенко. -Киев, 1985.

61) Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антро-пология // Избр. пед. соч. В 2 т. -М., 1974. - Т. 1.

62) Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. -- М., 1983.

63) Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. В 2 т. - М., 1980. - Т. 1. - 304 с.; - Т. 2.

64) Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. - М., 1986.

65) Щекочихин ЮЛ. Трудный подросток. - М., 1979.

66) Эйдемиллер Э.Г„ Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.