Социально-педагогическая концепция профилактики позво-ляет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, со-циальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом про-филактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре -- материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой -- как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере соци-альной жизни привели к тому, что появилась возможность бо-лее эффективно управлять процессом перевоспитания лично-сти. Это расширение сферы управляемого осуществляется:
-- во-первых, за счет качественных изменений субъекта пе-ревоспитания, так как воспитательно-профилактическое воз-действие в настоящее время осуществляют не только педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, ной силы общественности, производственные коллективы, учреж-дения культуры, печать, радио, кино, телевидение;
-- во-вторых, это происходит за счет углубления и расшире-ния воспитательных и профилактических задач, поскольку об-щественное производство, социально-политическая и культур-ная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности сре-ди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, осо-бенностей различных возрастных групп, их занятости.
Многие издержки, упущения в воспитании являются след-ствием того, что нет должной системы в области индивидуаль-ной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенно-стей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, -- писал А. С. Макаренко, -- не оз-начает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать ме-щанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо сле-дует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, что-бы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуаль-ный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания» [см. 48а - с. 333].
В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Ма-каренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая зак-лючается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая -- пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым че-ловеком в отдельности. Это -- гипертрофия «индивидуально-го подхода» [см. 48а - с. 334].
Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.
Это целенап-равленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздей-ствием воспитателей, общественности и коллективов вырабаты-вают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают на-выками и при -
вычками социально-позитивного поведения, раз-вивают свои чувства и
волю, изменяют таким образом интере-сы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуаль-ная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выби-рать профилактические методы, обеспечивающие:
* выработку нравственного сознания,
* формирование навыков и привычек позитивного поведе-ния,
* воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,
* социальное оздоровление микросреды.
Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности пра-вонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка поло-жительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специ-фика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.
В структуре индивидуальной профилактики правонаруше-ний можно выделить следующие основные задачи:
* своевременное выявление лиц с социально-отклоняющим-ся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
* изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устра-нения способствующих ему причин и условий;
* разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окру-жающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, ре-зультативности их применения;
* организация взаимодействия и преемственности в воспи-тательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведени-ем, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Перевоспитание -- процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как при-ходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудо-вой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении вы-делить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.
Если по форме и цели индивидуальная профилактика право-нарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совер-шению антиобщественных проявлений, и принятии по отноше-нию к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:
* возвратившихся из воспитательных колоний после отбы-тия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокой-ство;
* осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
* совершивших преступления, но освобожденных от уголов-ной ответственности в связи с применением мер общественно-го либо административного воздействия или вследствие амни-стии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответ-ственность;
* вернувшихся из специальных учебно-воспитательных уч-реждений;
* совершивших правонарушения, влекущие меры обще-ственного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;
* употребляющих спиртные напитки и наркотические веще-ства;
* ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному при-воду для официального предостережения;
* злостно уклоняющихся от учебы;
* систематически занимающихся азартными играми, а так-же ведущих антиобщественный образ жизни.
Специфика индивидуальной профилактики, а также особен-ность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:
* психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые про-исходят в сознании правонарушителя при формировании анти-общественных взглядов, убеждений, привычек, при зарожде-нии противоправных замыслов и осмыслении путей их реали-зации;
* уровня мировоззренческого и нравственного развития под-ростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих дан-ному ребенку чувство стыда перед родными, знакомыми, бо-язнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобществен-ные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда уда-ется своевременно выявить таких подростков, определить при-чины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилак-тическое воздействие;
* характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его пове-дение до и после правонарушения;
-- обстоятельств, при которых у подростка возникли антиоб-щественные намерения, зрела и реализовывалась решимость со-вершить правонарушение или аморальный проступок;
-- отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти моти-вы противоправного поведения.
Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует ста-новлению на антиобщественный путь. Своевременное вмеша-тельство в этот процесс социального педагога может предотвра-тить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полез-ное русло.
Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно присту-пать к комплексной разработке программы воспитательно-про-филактического воздействия на правонарушителя.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития лично-сти и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы слива-ется с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальны-ми. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особен-ностями личности.
3.2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте-пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес-кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних ... и в соответсвии с нашим анализом существующей проблемы должны включать следующие важнейшие компоненты:
-- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых -- формирование у подростка убежденно-сти в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;
-- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты не-обходимо устранить;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12