Вместе с тем, когда ребенок находится в сфере контроля и перевоспитания, обращаться с ним надо осторожно и тактично. Требуется глубоко знать внутренний мир молодого человека, учитывать его постоянное развитие, усложняющее-ся в соответствии с возрастом. Развитие юноши и девушки про-исходит в движении, в действии, поэтому целесообразно созда-вать им необходимые условия и обстановку для проявления способностей, интересов, устремлений, чтобы они как бы натал-кивались на то, что их могло бы наиболее сильно увлечь.
Управление индивидуальным профилактическим воздей-ствием должно быть нацелено на развитие общественно полез-ной активности, инициативы, самодеятельности личности, на осознание его необходимости, самосовершенствования, само-воспитания и осуществления практических действий в данном направлении. В этом случае управление содействует развитию подлинной свободы личности, ее относительной самостоятель-ности, способностей и дарований, повышению активности, обусловливающих ее позитивное отношение к учению, работе, коллективу, семье.
Воспитательно-профилактические мероприятия должны но-сить комплексный характер, так как только разносторонний под-ход к личности как единому целому, сочетание влияний на ее раз-личные стороны ведут к максимальным конечным результатам. Практика показывает, что профилактическое воздействие лишь на одну из сторон характера подростка при неучете или недооцен-ке других ведет к иллюзорному положительному эффекту, к тор-можению развития некоторых позитивных черт поведения лично-сти в целом. Так, односторонний подход часто проявляется в ув-лечении словесными методами воспитательно-профилактическо-го воздействия на сознание и в недооценке организации активной практической деятельности, вовлечения в интересные обществен-но полезные занятия, в забвении правильной организации обще-ния подростков в коллективах и т. п.
При комплексном характере воздействий внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних из-менениях личности, способствуют позитивному ее развитию. В то же время надо четко представлять себе критерии эффектив-ности воспитательно-профилактического воздействия, которые позволяют объективно судить о результативности процесса пе-ревоспитания. Одним из наиболее мобильных параметров явля-ется разнообразная занятость подростка. Однако речь идет не просто о занятости времени, а о занятости, расширяющей и уг-лубляющей круг позитивных интересов и общения. Именно благодаря учебной, познавательной, общественной, трудовой, практической деятельности осуществляется взаимодействие личности со средой и членами коллектива. Поэтому в целях успешного перевоспитания молодого правонарушителя надо обеспечить расширение, обогащение связей его с коллективом, с обществом, развивать способность самостоятельно и правиль-но регулировать свои социальные связи и отношения. В этом плане неоценимую помощь оказывают молодежные програм-мы, подростковые и юношеские объединения, спортивные шко-лы, клубы и т. п. Именно в них молодой человек может про-явить себя по-новому, осмыслить свое поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия с подростка-ми, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонаруше-ния или осужден условно), и в специальных учебно-воспита-тельных заведениях, то в воспитательных колониях, в основ-ном, реализуются реабилитационные программы помощи несо-вершеннолетний осужденным.
Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних …, процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательную работу, вклю-чающую в себя общеобразовательное и профессиональное обу-чение.Здесь мы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная коло-ния» подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно воспитательных мероприятий.
Совместная деятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, что необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех воспитанников является -- получение ими специальности. При этом должен обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), воз-раст, физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что по-вышение эффективности трудового воспитания - это наи-более важный фактор решения задачи социализации подро-стков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в насто-ящее время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитатель-ных колониях и вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.
Большинство осужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, до колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как наруши-тели дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и пре-подавателей. Поэтому необходимо, по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производ-ственного обучения с учащимися-осужденными. Умение выз-вать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем, критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних.
Нами было выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальных подростков к реальности имеет обеспечение воспитанников ра-ботой с высоким уровнем организации и культуры производ-ства, технологии. Социальным педагогам необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подро-стка в результатах его труда.
К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправ-ления преступников, по нашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каж-дый осужденный проходит через образовательную школу, яв-ляющуюся одним из главных структурных элементов учрежде-ния и фактически -- центром проводимой в колонии воспита-тельной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «от-деление-класс» . Работа на производстве или обучение в профес-сиональном училище может производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важ-но четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблю-дается принцип единства педагогических требований.
Выход из этого положения мы видим в создании единого учеб-но-воспитательного процесса, охватывающего все службы ко-лонии. Для современных воспитательных колоний необходимы вы-сококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться диффе-ренцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов, как со-вет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать актив-ность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспита-тельным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).
К наиболее распространенным формам воспитательной рабо-ты мы отнесим беседы, лекции, диспуты, встречи с интерес-ными людьми, широкая практика встреч с бывшими воспитанниками колоний, ведущими чест-ный образ жизни, с родственниками осужденных, с представи-телями общественных и религиозных организаций -- так назы-ваемые меры общественного воздействия. Общественное воз-действие, мы считаем, одним из условий обеспечения процесса социализа-ции несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчай-ший простор для деятельности социального педагога.
Правильная организация свободного от учебы и работы вре-мени способствует улучшению здоровья и физического разви-тия осужденных. В условиях лишения свободы это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необ-ходимо четко планировать досуговые мероприятия для осуж-денных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой-- обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планиро-вании свободного времени и умения распоряжаться им -- одна из основных причин совершения правонарушений подростка-ми). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, по-зволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.
Физическое воспитание также способствует повышению авторите-та в глазах других воспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных к активным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственных качеств личности.
Большое значение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами из бесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффект здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и вза-имодействии друг с другом, повседневно связаны общими ин-тересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осуж-денных. Необходимо доверять подросткам роль активных орга-низаторов, а не только исполнителей воли воспитателей, ис-пользовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельно-сти. Перестройка нравственного сознания осужденного осуще-ствляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.
Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить создан-ный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и пове-дения.
Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса дол-жна быть построена на здравом и реалистическом анализе об-становки -- «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы чело-вечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ос-лабления репрессий и изоляции их от общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12