Рефераты. Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранным языкам

Схема 1

Язык -- средство общения

в устной форме в письменной форме

аудирование говорение чтение письмо

Аудирование, говорение, чтение и письмо -- это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах. [4]

В условиях обучения английскому языку в общеобразовате-льном учреждении, в частности на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятель-ности.

Чего же можно достичь, обучая английскому языку на на-чальном этапе в школе? Каков может быть планируемый резуль-тат, точнее, результаты, так как можно говорить о планируемом результате по каждому из видов речевой деятельности - ауди-рованию, говорению, чтению и письму?

Планируемые результаты для рассматриваемого этапа обу-чения и классов, входящих в него, отражены в «Требованиях к уровню владения иностранным языком» на начальном этапе в действующей программе. Объем учебного материала, включен-ного в УМК, по которым в настоящее время осуществляется обу-чение иностранным языкам на начальном этапе, является доста-точным, чтобы заложить основы владения каждым видом рече-вой деятельности на элементарном коммуникативном уровне. Но для этого нужно направить усилия обучающих и обучающихся на то, чтобы отобранный материал был действительно введен в память учащихся, освоен активно и сохранялся бы там, чтобы учащиеся могли пользоваться им всякий раз, когда возникает в этом необходимость. Рациональное использование всех компо-нентов УМК в каждом классе, а именно четко спланированная интенсивная работа учащегося при использовании каждого из компонентов, как показывает опыт успешно работающих учите-лей, специально проведенные наблюдения и экспериментальные исследования по методике обучения иностранным языкам в шко-ле на начальном этапе, позволяет обеспечить усвоение материа-ла в процессе осуществления выполняемых учащимися речевых действий и подводит к планируемым результатам. [8]

Учащийся может научиться понимать звучащую речь на английском языке длительностью до одной минуты. (Мы употребили слово «научиться», так как овладение иностранным языком воз-можно только при активном учении учащегося, активном ауди-ровании, равно как и при активном говорении, чтении и письме.) Это может быть рассказ, который учащиеся слушают в звукоза-писи или исполнении учителя, отвечающий основным требовани-ям, предъявляемым к текстам при коммуникативно-направленном обучении. Например, текст "On a Sunday in Spring" объ-емом 1000 печатных знаков построен на изученном учащимися материале. Рассказ содержит фактологическую информацию: кто? где? когда?, эмоциональную информацию -- переживания старой собаки -- и несет воспитательную нагрузку: в нем гово-рится, как несправедлив был хозяин и за это был наказан и как верен своему хозяину оказался пес. Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов.

Наконец, это активное участие в беседе, проводимой на уро-ке, которое возможно только при условии владения пониманием речи на слух, когда говорит учитель и учащиеся по темам и ситу-ациям, предусмотренным начальным этапом.

К концу начального этапа обучения английскому языку в плане общения учащийся может:

· поздороваться -- Good morning. Morning. Good afternoon. Good evening. Evening. Good night;

· поприветствовать -- Hi. Hello. How do you do? How are you? Fine. OK;

· попрощаться -- Goodbye. Bye-bye. Bye. So long. See you again;

· представить -- This is (Mike). Meet my friend...; ответить на приветствие -- Hello. Glad to meet you. How do you do? Nice to meet you;

· поздравить с днем рождения -- Happy birthday! Many happy returns of the day!;

· поздравить с Новым годом -- Best wishes for the New Year! Happy New Year!;

· обратиться с просьбой, вопросом -- Excuse me, how can I...; попросить разрешения -- May!..... Could you help me?; извиниться -- I am sorry. Sorry. Excuse me; поблагодарить -- Thank you. Thank you very much. Thanks; ответить на благодарность -- You are welcome. It's my plea-sure;

· попросить -- Give me (a toy, a book...). Pass me (the bread, the salt...);

· предложить -- Let us... Let's... . How about going to the park?;

· пригласить -- I feel like playing chess. I don't feel like study-ing tonight, let's go for a walk. I'd like to invite you to... Can you come...? We are having a party... Would you like to join us? I'd like to. Thanks. I'm afraid I can't. I wish I could hut I'm afraid I can't;

· поблагодарить -- Thanks a lot. Thanks for your help. That was kind of you. I'm glad I could help. Glad that I could help. Any time. I was happy to do it;

· привлечь внимание -- Look at...;

· приказать сделать что-либо -- Stand up. Open (the win-dow...);

· не разрешать сделать что-либо -- Don't (open the door...);

· выразить согласие -- Yes. Yes, of course; несогласие -- No; желание -- I want...; I'd like...; нежелание -- I don't want...; одобрение--I like...;

· неодобрение -- I don't like...; I don't like it at all, I don't like it a bit;

· сообщить собеседнику, кто он, где живет, учится, из кого со-стоит его семья, чем занимаются члены семьи; о своем hobby;

· описать внешность своих близких, друзей, школу, квартиру, дом, улицу, город (село), где он живет;

· ответить на вопросы, сам задать вопросы;

· побудить собеседника к действию речевому и неречевому.

Все перечисленное можно рассматривать как основу устного общения на английском языке, необходимую и достаточную для развития и совершенствования его на следующих этапах усвое-ния английского языка в школе.

Например, по следующим учебным ситуациям:

«Давайте познакомимся». «Семья». «Кем ты хочешь быть?». «Давайте поиграем». «Какие у тебя игрушки?». «Где твои игруш-ки?». «Игры и спорт».-- II кл.

Seasons. Clothes. Family. Food. Animals. Holidays. Nature. Daily Life. School Life. The Place We Live In. Town Life. Traveling and Transport. Hobbies. America. My Country. -- III--IV кл.

На начальном этапе закладываются основы овладения чтени-ем и письмом. Учащийся может научиться читать на английском языке, опираясь на правила чтения, представленные не в виде словесных формулировок, а в виде ключевого слова, вокруг кото-рого организованы другие слова, используя звукозаписи -- все упражнения на правила чтения записаны на кассеты (таким об-разом, учащиеся не только видят, но и слышат чтение носителя языка -- как нужно прочитать) -- и пользуясь транскрипцией.

Овладению техникой чтения, интонационным оформлением читаемого способствуют специальные упражнения. К ним можно отнести упражнения в звукозаписи, например с заданием Listen and read (the text). Listen, read and compare. И, наконец, этому способствует усвоение графики (в виде полупечатного шрифта -- print script) и орфографии изучаемого английского языка.

Овладение техникой чтения вслух, графикой и орфографией осуществляется на протяжении всего начального этапа и в первую очередь на первом году изучения английского языка. На втором году идет развитие навыков чтения про себя описатель-ных и фабульных рассказов, знакомящих учащихся с английски-ми писателями, традициями, любимыми занятиями английских школьников (V класс), рассказов и сказок (III класс). В дополне-ние к текстам учебников даны книги для домашнего чтения.

Указанное выше может составлять основу для дальнейшего развития чтения с полным пониманием читаемого и с охватом основного содержания рассказов, текстов разных функциональ-ных стилей (с учетом языковых возможностей учащихся) на по-следующих этапах изучения английского языка.

В отношении письма планируется написание простейших вы-сказываний. Примерами заданий могут быть:

· Write 5 sentences about what you did yesterday.

· Draw the picture of Robin-Bobin and write what he ate yesterday.

· Write about your favourite animal.

· Write how you are going to celebrate your birthday.

· Write out sentences to illustrate the picture.

· Write a composition on the topic "Traveling". [8]

Итак, цель определяет общее направление -- стратегию обучения, и достигается она в ходе решения множества кон-кретных задач при проведении уроков и выполнении учащи-мися самостоятельной внеурочной работы по изучаемому языку. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют со-бой тактику обучения. Они определяют действия учаще-гося с учебным материалом, которые приведут к формированию требуемого в данной «точке учения» навыка (фонетического, грамматического, лексического, орфографического, чтения, пись-ма) и умения понимать английскую речь на слух, читать вырази-тельно вслух, читать про себя с извлечением содержательно-смысловой информации (что, где, когда, почему, из чего это сле-дует), говорить в заданных ситуациях общения и т. п.

Четкая организация действий учащихся с учебным материа-лом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими и обеспечивающими решение конкретных за-дач, могут вести к достижению коммуникативной цели и слу-жить надежной основой, как бы ни была она элементарна, для реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении английскому языку уже на начальном этапе.

1.6. Формирование коммуникативных навыков на начальном этапе обучения

Формирование навыков общения на иностранном языке начинается с понимания. Затем происходит усвоение нужной лексики и умение использовать ее в нужной речевой ситуации. Формирование навыков диалогической речи труднее, чем монологической. Поэтому важно правильно сформировать умение вести диалог.

По теме «Знакомство» в игру можно ввести сказочные персонажи. При этом многократное повторение фраз типа «как тебя зовут» не становится бессмысленным. Нужны специальные методические приемы, чтобы добиться количественной речевой активности детей в ситуации с диалогической речью. Если диалог не заинтересовал всех детей, то задание поставлено не верно. Нужно выработать у детей привычку к соучастию в беседе, что является важным качеством. Коммуникативная ситуация включает в себя:

· мотив, цель общения, цель речевой деятельности;

· описание обстановки, ролей участников, исполнение тех ТК, которые необходимо выработать;

· образец выполнения речевой деятельности.

Например: нужно отработать просьбу «дай мне, пожалуйста, Мишку, ответ: у меня нет Мишки.

Можно: использовать игры «покупатели-продавцы», «дежурный в детском саду».

Необходимо, чтобы в игру включались все дети.

При общении, у детей формируются навыки слушания.

Дети меняются ролями. Такая коллективная ситуация позволяет решить учебную задачу, тренировать исполнение определенных конструкций, заставляет всех быть внимательными и активными.

Существуют разные типы вопросно-ответных ситуаций. Вопрос можно задать со следующими целями:

1. подтверждение или отрицание полученной информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.