Рефераты. Развитие творчества на уроках математики

Важный круг.

Жил-был очень важный круг, Тут окружность пропищала

Презирал он всех вокруг! Рассердился важный круг,

Он любил только себя, Оглянулся он вокруг:

Говорил, себя хваля: - Ну, а ты здесь кто такая?

Посмотрите, у меня Ты же линия простая,

Форма совершенная Спорить ты со мной не смей,

Даже солнце и луна Убирайся поскорей!

Так похоже на меня! - Хорошо, сейчас уйду,

И на свете я один Но накличешь ты беду!

Без углов и без вершин! Не узнал меня ты зря,

- Но у солнца форма шара! - Ведь граница я твоя!

… Тут окружность вдруг пропала. Круга важного не стало!

Составляем геометрические словарики как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий. При составлении словарика дети дают определение понятия (своими словами, так как они понимают), самостоятельно выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки. В геометрическом словарике отражаются следующие моменты:

1.      Термин.

2.      Определение. (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?» описывают фигуру, перечисляют ее свойства).

3.      Содержание понятия. (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур).

4.      Объем понятия. (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают? «Как можно сделать?»).

5.      Связь с жизнью. (Где встречаются, какие предметы или их части имеют такую же форму?).

6.      Творческое оформление (Стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.).

Составление словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о геометрических фигурах. После анализа словарей сделаны некоторые выводы:

1.      Дети пытаются давать свои определения. Например, Маша:» Круг- это геометрическая фигура, у которой нет углов, есть середина, от которой если провести линию до окружности в одну сторону и линию в другую, у двух линий будет одинаковая длина.

2.      К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей оформлена ярко, много рисунков, загадок, стихотворений.

3.      Некоторые ученики в своих словариках пытаются развести понятия «шар» и «круг». Например, стихотворение, которое прочитала.

4.      В детских словариках много ассоциации. Например, треугольник ассоциируется с рекламным щитом, дорожным знаком, стороной крыши, кленовым листочком, наконечником стрелы.

Форму квадрата имеют: сторона кубика, стекло, клетки в тетради, наволочки, сидение у табуретки, лист бумаги, форточка. Форму круга имеют: мишень, конфорка, кнопка, крышка, дно кастрюли.

Окружности - это руль, обруч, кольцо, серёжки, браслет, обод, колеса.

Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами создают образы. Составление геометрических словариков помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках математики.

Провожу математические вечера (утренники), посвященные геометрии, приглашаем на геометрический съезд, где заседают геометрические фигуры.

1.      Выступают геометрические фигуры, запомните их свойства.

Прямая.

Не в этом только наше назначенье:

Я между точек двух короче линий всех,

Притом одно имею измеренье.

Кривая.

Зовусь я линия кривая,

В двух точках встретившись с прямой,

Всегда тянусь за ней дугой.

Окружность.

-         А я - Окружность, вам я , Шар, родня.

Треугольник.

Зовусь я Треугольник,

Со мной хлопот не оберется школьник

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

2.      Игра «Сектор приз!».

Учитель крутит на столе юлу. Стол разделен на 9 секторов. На какой сектор укажет юла, то задание дети и выполняют:

Задание 1.

-         Как называется эта фигура?

-         Сколько в ней радиусов, диаметров, хорд?

Задание 2.

Геометрический кроссворд.

1.      Что означает слово «геометрия»? (землемерие).

2.      Простой инструмент для проведения прямой линии. (линейка)

3.      Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (отрезок)

4.      След от соприкосновения пишущего предмета с бумагой. (линия)

5.      Объемная фигура, плоскостным изображением которой является круг. (шар)

Задание 3.

Тест «Узнай фигуру по описанию».

1.      Ромб, у которого все углы прямые. (квадрат)

2.      Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (угол)

3.      Фигуры, которые получаются при проведении диагоналей в прямоугольнике. (треугольники).

4.      Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат).

Провожу игру «Узнай числа».

-         Вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

1.      … раз отмерь - … отрежь. (7,1)

2.      Не имей … рублей, а имей … друзей.

3.      … в поле не воин.

4.      … тайна, … - полтайны, … - нет тайны. (один, два, три)

5.      Всем по …, а ему чтобы … (семь, восемь)

6.      … - человек - … оттенков (десять, десять)

7.      Душа …, а желаний … (одна, тысяча)

8.      … дней болтовни не стоят одного подвига. (тысяча)

9.      … человека знают - узнают все … (три, тридцать)

10.  … ласточка весны не делает. (одна)

Задачи, которые предлагают сами дети.

1.      На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

2.      На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался, кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)

3.      В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (сто)

4.      Чему равно произведение всех цифр? (0)

5.      Масса полбуханки хлеба - полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки?

(1 кг).

6.      Чтобы попасть в театр двум отцам и двум сыновьям, понадобится только три входных билета. Как такое может быть? (дедушка, отец, сын).

7.      Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)

8.      Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Загадки.

Загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответ. Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать с другими словами, находить в них сходство и различия. Вырабатывают у школьников умения выделять главное, основное в каком-то понятии. Например, на уроках математики, на внеклассных мероприятиях по математике использую загадки:

1. Шея длинная такая,

Хвост крючком …

Его следы - твои труды. (карандаш)

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (двойка)

5. По десятке на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук! (счеты)

 

2. Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы - твои труды. (карандаш)

6. Сговорились две ноги

Делать дуги и дуги. (циркуль)

3. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешками

Разговаривает с нами Всем понятным языком. (книга)

7. Есть друзья такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (пятерка)

4. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

Задачи в стихах «В уме считайте, не по пальцам».

1.      18 саженцев рядами 2. Каждый день медведь - портняжка

Посадили школьники в саду, Шил 3 шляпы, 7 фуражек

Здесь клубника с длинными усами А 15 дней пройдет -

Вырастет по 9 штук в ряду Сколько он вещей сошьет?

Я хочу, чтоб быстро вы считали 3. Прямоугольника периметр

Руку поднимите, кто готов. Найдешь ты быстро - только знай:

Мне ответить точно, чтоб все знали, Сложи лишь ширину с длиною

Сколько получилось там рядов? И на 2 сразу умножай.

Частушки.

Мы частушки вам споем Это елка? Это галка!

Про нашу математику. Что такое на странице?

Цифры, числа Это цифра, просто цифра

Здесь всегда, очень значимы. Познакомьтесь - единица.

Нуль на месте на пустом

Ставят, как известно. Два на ножке приседает

Только он при всем при том И головку наклоняет

Не пустое место. Так красиво шею гнет

Прямо лебедем плывет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.