Рефераты. Развитие творчества на уроках математики

· Сколько хвостов у курицы? (1)

· Цифра, похожая на букву З? (3)

· От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)

· Сколько у нас в неделе выходных? (2)

· Количество сторон у квадрата увеличить на 5 (9).

· Из записанных цифр составить двузначные числа (31-декабрь, 31-январь, 29-февраль).

· Что это за числа? В феврале сколько еще бывает дней?

· Когда в феврале 29 дней, то этот год високосный.

· Какой сейчас год? (2002).

· Кто сможет написать это число на доске?

Задание, развивающее внимание, быстроту реакции.

* Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами.

А

Б

В

Д

Е

И

К

Л

М

О

С

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2, 5, 8, 7, 1 (белка)

8, 6, 11, 1 (лиса)

3, 10, 8, 7 (волк)

9, 5, 4, 3, 5, 4, 12 (медведь)

-Что общего в этих словах?

-         Что различного?

-         Кто лишний? Почему?

Творческая работа.

-         Какой формы может быть лепесток? (овальной), треугольной, круглой?

-         Нарисовать цветик-семицветик с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.

Проверка. Ученик говорит волшебные слова и читает своё заветное желание.

"Не будет в математике удачи,

Коль не подружишься с задачей

Но если с логикой ты дружен

И с рассуждением знаком,

Математические знаки

Откроют дверь тебе в свой дом".

Субъективизация как способ обучения в первую очередь направлена на развитие интеллекта младшего школьника, основным качеством которого является логическое мышление. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Игра является ведущим видом деятельности детей. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Приведу ряд примеров, которые я использовала на своих уроках.

Задание 1.

Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?

Задание 2.

Петя Задачкин задумал число А и прибавил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число А задумано? (А= 3)

Задание 3.

В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берет наугад 4 ботинка. Смогла ли Аня взять пару одинаковых ботинок?

Задание 4.

Сегодня цифра спряталась в дни недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? (Цифра и число 5).

Задание 5.

Внимательно посмотрите н запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока? ("Двузначное число").

Задание 6.

Задание способствует формированию словесно-логического мышления. Это работа с игровым полем из 9 или 12 клеток, где можно зашифровать тему урока или новый для детей математический термин. (алгоритм).

 

 

 

 

На втором уровне учащимся необходимо сопоставлять два суждения.

Например, Коля, Ваня и Сережа учили таблицу умножения. Один учил таблицу на 5, другой на 6, третий на 9. Кто какую таблицу учил, если Коля знал таблицу умножения на 6 и на 9, а Ваня знал таблицу на 9?

Третий уровень - это задачи, в которых учащимся необходимо соотнести три суждения. Например, Саша, Боря, Женя и Ваня выполняли задание по выбору: решить задачу, примеры, уравнение или найти периметр фигуры. Кто какое задание выполнял, если Саша не решал уравнений, задач и примеров; Боря не решал примеров и задач, а Ваня не решал задач.

При изучении нового материала провожу такие логические задачи:

1.      Нахождение закономерностей - 22, 25, 28, …

-5, 15, …, 35

-5, 7, 35, 6, 8, 48, …, …

2.      Знание разрядности чисел.

-         какое будет число, если в числе 427 число десятков увеличить на 4, а число единиц уменьшить на 2 т.п.

3.      Составление задач по данному выражению или требованию, а также задач, где известны лишь общие характеристики данных.

Например, составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.

Таня прочитала 9 страниц, а Оксана на 4 страницы меньше. Сколько страниц прочитали девочки вместе?

Для самостоятельной работы использую задачи с поэтапным усложнением (простые-сложные с абстрактными данными).

4.      Словесно - логические задачи.

Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше? Кто младше?

5.      На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность:

А) Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).

Б) По улице идут два сына и два отца. Всего 3 человека. Может ли так быть?

Так же провожу работу над логической задачей в группах.

1. На веревке завязали три узла. На сколько частей узлы разделили веревку?

2. Антон ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто из мальчиков самый высокий? (Сережа).

3.Решение задач.

А) «В Амурской области для охраны и изучения редких и исчезающих растений и животных созданы 24 заказника, а заповедников на 22 меньше. Сколько заповедников создано в Амурской области? Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Б) В Красную книгу России занесено 29 видов растений, а видов животных, встречающихся в Амурской области, на 10 больше. Сколько видов животных, встречающихся в Амурской области, занесено в Красную книгу? Составь и реши задачу, обратную данной.

Рядом с примерами помещаю карточки с названиями растений или животных Амурской области, на которых даны ответы.

Задание 1.

Решите пример: 38 : = 2

Черемуха - 9

Смородина - 10

Лимонник - 19

Выбрав карточку с правильным ответом, узнаете какое известное дальневосточное лекарственное растение имеет название (производное от цитрусовых).

Задание 2.

Решите пример : : 3 = 14

Ромашка - 30

Женьшень - 42

Подорожник - 57

Выбрав карточку с правильным ответом, узнаете самое знаменитое лекарственное растение Дальнего Востока.

Задание 3.

Решите пример: 28 : 2 =

Кета - 14

Сом - 12

Камбала - 13

Для какой рыбы дальневосточная река - колыбель, а море - пастбище?

Практически на каждом уроке и на разных его этапах использую различные задания на развитие внимания и памяти учащихся, т.к. без них невозможно совершенствование логического мышления.

Графические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.

Графический диктант станет подготовкой к изучению темы:» Площади фигур», к решению примеров на деление с остатком, к решению уравнений, табличные случаи умножения, сочетательный закон сложения, переместительные законы сложения и умножения, правила выполнения порядка действий в примерах.

Беседа по результатам графического диктанта научит учеников выражать словами взаимное расположение предметов относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление школьников, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развивают творческие возможности учащихся.

Например:

Шаг 1. Отступите вниз на 3 клеточки, посередине поставьте точку 1.

Шаг 2. От точки 1 отсчитайте вниз 6 клеток и вправо - 4 клетки. Поставьте точку 2.

Шаг 3. От точки 2 отсчитайте вниз 8 клеточек. Поставьте точку 3.

Шаг 4. От точки 3 отсчитайте влево 8 клеточек. Поставьте точку 4.

Шаг 5. От точки 4 отсчитайте вверх 8 клеточек. Поставьте точку 5.

Шаг 6. Соедините все точки по порядку, а также точки 2 и 5.

1

- Что у вас получилось?

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Назовите свойства геометрических фигур?

- Давайте превратим его в сказочный, раскрасим цветными

карандашами.

5

2

4

3

Начиная с 1 класса веду внеклассные занятия «Геометрия». Кроме геометрического материала даю задания на развитие мышления воображения, внимания и памяти. Сидя за партой ребёнок представляет себя в роли учителя. Заранее, после уроков с одним из учеников обговариваем, репетируем самый простой и небольшой фрагмент занятия на 2-3 минуты. Дома он готовит его. После того, как он в роли учителя проведет его, ученик делает вывод и хвалит детей, которые хорошо работали. Если дети не могут ответить и ученик, выступающий в роли учителя, тоже затрудняется, он обращается за помощью ко мне. Выбрав такой прием, я заметила, что у детей появился интерес творить и познавать. Дети сочиняли сказки и стихи о геометрических фигурах на разные темы, например, ученица 3 класса сочинила стихотворение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.