Рефераты. Развитие творческих способностей

д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы группа «Радость»

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование

Беляева Людмила

2

15

1

10

Бородай Владимир

3

10

1

16

Вакулов Павел

3

10

3

13

Елисеев Сергей

2

12

3

16

Еремина Александра

2

15

3

14

Жидких Станислав

2

10

1

24

Кольцова Евгения

3

15

1

6

Лапина Юлия

1

15

1

10

Макарова Анна

2

13

3

13

Никитин Алексей

3

15

1

17

Прокопова Ксения

1

14

3

8

Симакова Анастасия

3

15

1

17

Уразова Анна

2

10

2

10

Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

61,5%

38,5%

0%

Способность видеть целое раньше частей

0%

30%

70%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

54%

8%

38%

Приложение 3.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова-риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду-щий на-чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав-ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред-мет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро-ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива-ется не-много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво-рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред-метные изо-бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на-зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо-цииру-ется:

- с хлебобулочными изделиями.

- с созвучными словами: барон, бекон.

- с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас-социа-ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас-фальте, ка-мушки на берегу.

Приложение 4.

Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы-зы-вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи-тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко-лоться.

- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На-пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ-ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель-ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото-рые ста-вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото-ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ-ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

- Сидеть дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест-венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон-фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы-работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре-бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол-стый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять лю-бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та-кой объ-ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по-следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про-тиворе-чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Приложение 5.

Системность мышления

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка-стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле-дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска-жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре-бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру-мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи-гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав-лива-ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло-жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар-тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред-меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу-рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар-тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Библиография

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-холо-гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита-ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1993.

14. Лук А.Н. Психология творчества. -М, 1978.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, 1994.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону. - 1993.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М., 1989.

18. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - До-школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Полуянов Д. Воображение и способности. - М., 1985.

21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-школь-ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

22. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспи-тателя. - Норильск, 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.