Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су-ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за-нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994..
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос-пита-тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы-вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча-тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз-вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак-тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста-вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти-мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де-тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор-мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно-сти. Не-которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило-жении 4.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз-витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе-рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре-бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо-собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана-литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не-умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за-даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз-вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При-ложении 5.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под-черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди-телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ-альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по-чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ-хо-димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф-фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож-ностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена-правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су-щест-вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ-ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости-гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ-ностей четырех-пятилетних дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во-ображе-ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз-вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест-вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек-тивное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да-вать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ-ности детей.
5. Работа с родителями.
?????????? ??????????? ????????????? ?????????? ???????????? ???????????? (? ??????)
Страницы: 1, 2, 3, 4