Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об-щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля-ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутст-вие ответа, не-принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы-вает") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя-щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози-ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.
Некото-рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото-рую прини-мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по-хожа на мос-тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео-бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша-рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи-ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на-чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Приложение 2.
Результаты диагностики универсальных творческих способностей
дошкольников (в баллах)
э/ц «Букварёнок» ДДК (г. Тольятти)
группа «Радость»
Фамилии детей
Реализм воображения
Min 1 балл
Max 5 баллов
Способность видеть целое раньше частей
Min 5 баллов
Max 15 баллов
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений
Max 3 балла
Экспериментирование
Беляева Людмила
2
15
1
10
Бородай Владимир
3
16
Вакулов Павел
13
Елисеев Сергей
12
Еремина Александра
14
Жидких Станислав
24
Кольцова Евгения
6
Лапина Юлия
Макарова Анна
Никитин Алексей
17
Прокопова Ксения
8
Симакова Анастасия
Уразова Анна
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе
Способности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
61,5%
38,5%
0%
30%
70%
54%
8%
38%
Приложение 3.
Игры на развитие ассоциативности мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова-риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду-щий на-чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав-ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред-мет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро-ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива-ется не-много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво-рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред-метные изо-бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на-зовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассо-цииру-ется:
- с хлебобулочными изделиями.
- с созвучными словами: барон, бекон.
- с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ас-социа-ций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас-фальте, ка-мушки на берегу.
Приложение 4.
Игры на развитие диалектичности мышления.
Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы-зы-вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи-тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко-лоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На-пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ-ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель-ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото-рые ста-вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото-ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ-ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест-венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон-фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы-работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре-бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол-стый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять лю-бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та-кой объ-ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по-следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про-тиворе-чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
Приложение 5.
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка-стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле-дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска-жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре-бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру-мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи-гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав-лива-ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло-жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар-тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред-меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу-рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар-тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-холо-гии. - 1990 №4. стр. 5-9.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита-ние. - 1967 №12. стр. 73-75.
9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос-товского университета. - 1993. 32 стр.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар-дия, 1989. стр. 255-299.
18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - До-школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.
20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
21. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-школь-ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспи-тателя. - Норильск, 1994. 50стр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5