Рефераты. Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

36

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

1.1 Понятие творчество и творческие способности 5

1.2 Компоненты творческих способностей 7

1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

Способностей 10

Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей 12

2.2 Развитие качеств творческого мышления 15

2.3 Развитие творческого воображения 17

Заключение 24

Приложения 26

Список литературы 35

Содержание

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема челове-ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста-новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст-вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст-венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече-ством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече-ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изу-чение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко-торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите-лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

- Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

- Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

- Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче-ского опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

2. Диагностика творческих способностей детей.

3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче-ских способностей детей.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри-вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор-ческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.

Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз-витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре-зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч-реждениях.

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

1.1 Понятия творчество и творческие способности

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде-ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче-ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель-ность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но-вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос-производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

1.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно-сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест-ный амери-канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече-ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы-ваемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким ти-пом мыш-ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина-ции из элемен-тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо-бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за-конченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му-зыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно-шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос-новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече-ской истории /12, 54-55/.

1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело-век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче-ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда-вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры-тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про-анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.