Рефераты. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

На чем же основано увиденное ребенком сходство рисунка с предметом? В одних случаях оно идет по признаку цвета, в других по характеру производимых ребенком движений (дым идет, машина поехала и др.).

Действия ребенка еще не произвольны, они действуют не по заранее намеченному замыслу. Начертив на бумаге линии, он находит сходство с предметами или явлениями. Затем ребенок ждет момента узнавания, хочет получить изображение, но произвольно создать его не может. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Некоторые долгое время ограничиваются интересом к движениям карандашом или кистью по бумаге. Они обычно молчат во время рисования. Восприятие следов у них еще слабо развито. Те же дети, которые рано находят сходство своих рисунков с обликом предметов, обычно проявляют речевую активность. Они пристально всматриваются в наносимые ими штрихи и пятна.

Цвет карандашей и красок приобретает в период от 2 до 3 лет еще большее значение, чем это было ранее. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Цвет так же вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют «огоньком», «флагом», зеленого - «травкой», «елочкой» и др.

Ребенок меняет цвет карандаша, покрывает лист короткими штрихами или мазками красного, синего, желтого цвета и воспринимает это как красивое.

На занятиях в детском саду дети осваивают рисование не только карандашом, но и красками. В красках их, прежде всего, привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают очертания знакомого предмета большего или меньшего размера. Так, закрасив часть листа пятном желтого цвета, малыш замечает: «Это у меня слон». Другой ребенок, закрашивая небольшой лист голубого цвета красной

краской, говорит: «Нарисовал цветок».

Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать обобщенно образ предмета. Выбирая какой - либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию («дым», «огонь», «солнышко» и др.).

Таким образом, дети улавливают сходство рисунка с предметами по различным признакам: по цвету, движению, форме.

Для ребенка двух лет рисование пятен, мазков носит увлекательный, игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как яркие мазки вызывают у ребенка радость, волнение, желание еще раз повторять действия, с тем, чтобы вновь увидеть их на листе.

Детей 3 -4 лет воспитатель должен научить правильно сидеть. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимать сильно пальцами, не держать слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимать сильно на бумагу. Левой рукой придерживать лист бумаги, иначе он будет вертеться.

Кисть удобно держать за середину палочки; аккуратно набирать на нее краску, обмакивая кисть всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки. При рисовании вести линии кистью по ворсу.

Обучая детей работе с карандашом, воспитатель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводится вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии, сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге - наклонно.

При рисовании горизонтальных линий положение руки следующее: рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а повыше, так как близкое расположение листа к краю стола ведет к тому, что рука только кистью лежит на столе, а локоть висит внизу, при таком положении рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, часто искривляется.

И при рисовании карандашом и при рисовании краской нужно добиваться слитного, непрерывного движения руки, так как при рисовании с остановками линия получается неровной, неуверенной.

1.3. Методы и приемы обучения основ изограмотности детей младшего дошкольного возраста.

Методы обучения - это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать, то есть сами способы действия.

Научить правильному держанию карандаша, кисти, ножниц, способам действия с красками, клеем и т.д. невозможно, не показывая, как следует это делать. По одному объяснению на словах трудно научиться правильно ,действовать руками даже взрослому. Ребенку 2 - 3 лет трудно понять это даже и тогда, когда ему показывают. На первых порах нужно вставить карандаш в руку ребенка, сжать его между пальчиками. Лишь ощутив палочку карандаша в пальцах, ребенок может самостоятельно повторить эти действия.

Примерно к трем с половиной годам дети научаются воспринимать показ способа действия. В дальнейшем всякий новый прием им показывается, и показ сопровождается объяснением.

Объяснение постепенно изменяется по характеру. Во второй младшей

группе воспитатель называет свои действия, устанавливая их

последовательность. Действие совершается одновременно со словом.

На глазах у детей воспитатель рисует, поясняя свои действия. Благодаря объяснению подражание не носит механического характера: дети понимают , что и зачем делают.

Для того чтобы осуществить основную задачу программы - подвести детей к изображению, воспитатель использует различные приемы обучения.

Развивая координацию рук детей, обучая их наносить определенные линии на бумагу, воспитатель в образной форме может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад - вперед), затем более сложные (вращение на одном месте - клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда - сюда» или «Вверх - вниз», а позже называет движение: «Дым идет, дым идет» и т.д. Игра такого рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Дети затем по своей инициативе охотно повторяют их. Они запоминают и названия, которые воспитатель дает получаемым штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает», «огонек говорит». Движения и получаемые штрихи ассоциируются у детей с известными им явлениями. Процесс рисования, отражающий какое - либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможности выразить его в рисунке.

Воспитатель проводит иногда занятия по рисованию, которые носят характер двигательной, ритмичной игры. Задания увлекают детей своей простотой.

Организуя с детьми наблюдения за явлениями природы, воспитатель отдельные явления может предложить им для рисования. Он дает детям бумагу цветных тонов и яркую краску. На мольберте показывает, как кисточкой можно нарисовать, что «листочки о ветру летят». Карандашами детям предлагается нарисовать «кап - кап, дождик идет».

В зависимости от содержания задания детям может быть предложена бумага контрастных цветов. Так, нарисовать «как солнышко светит в окошко» интереснее и выразительнее, если дать детям бумагу («окошечки») не белого, а серого или синего цвета. На этом фоне «солнышко» (оранжевое пятно) будет «ярче светить». Дети радуются теплому солнышку, воспитатель напоминает им стихи:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Предложив нарисовать карандашом или красками «яркое, теплое солнышко», воспитатель может сопроводить показ изображения словами:

Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг -

Это солнышко сияет…

Целесообразно перед занятием вызвать двигательную активность детей: предложить им потопать ножками, попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать «солнышко», «листочки» (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищи рисуют, им очень хочется самим взять карандаш, кисть и рисовать на своем листе.

В первой младшей группе может иметь место сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ветках елки и в окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого или желтого цвета и т.д.). Благодаря совместным усилиям педагога и детей создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка. В этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.

Занятия такого характера целесообразно проводить с небольшой группой детей (5-6 человек). Хорошо затем на стенде поместить рисунок и предложить детям рассмотреть, какие яркие огоньки «зажглись» в темных окнах или на ветках темно - зеленой ели и т.д.

В течение года воспитатель предлагает детям рисовать по желанию. На этих занятиях он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков.

В начале года, когда дети начинают осваивать движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности и лишь постепенно, когда дети уже произвольно повторяют случайно полученное изображение, воспитатель может спрашивать, что нарисовано, может предлагать что-то изобразить.

Можно с детьми 2,5 лет проводить отдельные занятия характера игры «Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано («солнышко», «домик», «флажки», «цветочки» и т.д.), причем восприятие предмета связывают с каким-либо предметным действием. Если они затрудняются, воспитатель сам замечает наиболее характерные рисунки, например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась, наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.

В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становятся, узнаваемы не только для взрослых, но и для детей, что доставляет ребенку большую радость. У детей начинает формироваться способность оценки результатов своего творчества. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем форм.

Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов.

Занятия рисованием воспитатель может проводить в форме игры - драматизации, вызывая у детей интерес к процессу и результату работы. Элементарная коллективная работа будет способствовать воспитанию у детей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.