Рефераты. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной или декоративной задачи.

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представлениях о тех предметах, которые они будут изображать.

При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома - прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы - ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных сред

ств. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно - исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.

Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь за тем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.

В связи с эти большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.

Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, не совершены. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течении всего периода пребывания детей в детском саду.

Особенно важно активизировать детей в процессе обследования, когда какой - то способ изображения дети осваивают впервые.

Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы.

Обучение детей рисованию этих форм, важно подчеркнуть различия в движении руки, фиксируя внимание на положение руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.

Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и др.) и предметы овальной и эллиптической формы

(лимон, яйцо, огурец и др.).

Дети быстрее осваивают различия в движении при рисовании круга и эллипса, если в начале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям предмет: эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.

Предметы эти нужно давать на одном занятии и формообразующие движения отрабатывать в сравнении.

Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствует выработке свободы, легкости движений, развивает руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.

Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности исправить.

Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у маленьких детей очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, они часто вновь уже не могут взять его правильно, а берут сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке.

Фиксируя внимание детей на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения, могут сами заметить ошибку в своих действиях и скорректировать (исправить) движение в соответствии с имеющимся представлением о том, какое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений, последние становятся точнее, правильнее и рисунок улучшается.

Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий.

Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослых.

Рисование в детском саду осуществляется при помощи карандаша или кисти. Это разные материалы, и они имеют свою специфику использования и требуют освоение особой техники.

Прежде всего, следует привить детям умения правильно держать карандаш и кисть. Ребенок до трех лет стремится захватить карандаш в кулак, прижать его пальцами к ладони. В данном случае ребенок использует силу нажима всей руки. При таком положении карандаша трудно управлять им, поэтому для проведения отдельных линий и начертания форм оно не пригодно.

Ребенка, начиная с двух лет, следует научить правильно, держать карандаш (пальцами правой руки), потому что закрепившийся неправильный навык затруднит решение изобразительных задач, а переучивание потребует больших усилий, как от воспитателя, так и от ребенка. Вначале для ребенка это трудно, но все дети на третьем году осваивают правильный навык при условии внимания к этому воспитателя, терпеливого и настойчивого повторения указаний.

Для проведения линий карандашом требуется нажим на бумагу, поэтому положение руки должно быть устойчивым: рука опирается о стол предплечьем до локтя, кисть руки по возможности должна быть свободна. Положение руки при рисовании отличается от положения руки пи письме: письмо требует покойного положения всей руки, включая и кисть, движения производятся в основном пальцами; при рисовании вся кисть руки меняет свое положение. В зависимости от этого меняется и положение карандаша в пальцах. Это легко обнаружить, попробовать нарисовать круг, не отрывая руки, или закрасить относительно крупный рисунок.

Рисование кистью в отличие от рисования карандашом имеет свои особенности. Кисть мягкая, и дети могут получить яркую линию, пятно без всякого нажима, в то время как при рисовании карандашом яркость цвета зависит от силы нажима. Чтобы провести линию нужной толщины, надо регулировать наклон кисти по отношению к бумаге. Кисть касается бумаги концом в том случае, когда ее держат палочкой вверх, рука при этом не лежит на столе. Опора может быть только около локтя. Младшие дошкольники легко привыкают рисовать кистью, совсем не опираясь о стол. В дальнейшем, когда рисунки делаются сложнее, опора оказывается нужной, но кисть руки должна оставаться свободно висящей над столом.

Умение правильно держать карандаш и кисть усваивается детьми не сразу и надо неуклонно упражнять их в этом, несмотря на то, что в программе каждой возрастной группы выдвигаются новые требования. Внимание усвоению правильных навыков в технике рисования необходимо уделять, начиная с первого года воспитания в детском саду. Прочность первоначальных навыков значительно облегчает усвоение последующих, более сложных.

Умение рисовать включает также отработку качества движения - свободу, легкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они овладевают произвольным изменением силы нажима, быстроты движения, размахом, изменением направления движений и пр. На первых порах все это происходит случайно, независимо от их намерений. Постепенно дети учатся овладевать движением такого размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка, замедлять движения, чтобы не зайти за контур при закрашивании небольшой части рисунка. Чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление движения, для рисования прямоугольника надо вовремя четко повертывать руку под углом и т.д.

Овладев этими умениями, дети получают прочные навыки произвольного изменения движений, что и создает возможность рисовать, действуя свободно, плавно, ритмично.

В первой младшей группе рисование занимает определенное место среди занятий с детьми как деятельность, важная для эстетического развития.

В характере рисования у ребенка второго и третьего года жизни легко заметить большое различие. Если ребенка второго года жизни мало интересовали возникающие на бумаге следы, то с обогащением графического опыта происходит процесс ассоциирования очертаний с предметами и явлениями окружающего.

Дети двух лет отличаются от детей полутора лет своими проявлениями: он более активен, стремится к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас его представлений, развивается речь; он проявляет большой интерес к рисованию.

Необходимо воспитывать у детей отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, обращать внимание детей на создание образов предметов и явлений окружающей действительности.

У детей старше дух лет рисование постепенно изменяет свой характер. Штрихи и мазки, которые многократно повторяет ребенок, делаются более разнообразными. Кроме того, дети приобретают умения проводить отдельные прямые и кривые линии в разных направлениях. Закругляясь или ломаясь под углом, линии образуют фигуры, которые восприятие ребенка выделяет из общего хаоса штрихов, и они ассоциируются у него с обликом знакомых предметов или частями этих предметов.

Возникающие у детей ассоциации неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребенок уже не может вспомнить, как он назвал свой рисунок. В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребенка радостным открытием, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого было найдено сходство с предметом, он еще не может.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.