“И ничего не получится”, - скажет озадаченная воспитательница. Она права. Действительно, не получится, если эту работу полностью провести на одном занятии. Ее тоже стоит разделить на части. Над одной картинкой поработать только шагами “дели!” и “соединяй!”. По другой пройтись только ощущениями. Третью подробно расписать по дорожке времени. И только когда части по отдельности уже отработаны, можно двигаться к “целому” результату.
Через некоторое время им не нужны будут ни рисунки, ни кружки. Тренированным глазом они будут находить все детали в самой картинке, связывать их, передавать ощущения. Способ работы перейдет во внутренний план, и затраченное вначале время будет оправдано результатами.
Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача -- заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художествен-ному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, по-знакомить с бессмертными произведениями русских клас-сиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обще-ства и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, моти-вы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действи-тельность разными средствами: через реалистический рас-сказ или лирическое стихотворение, через сказку, где оду-хотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы кни-ги вызывают у маленьких слушателей конкретные пред-ставления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художествен-ная книга.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образ-цы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толсто-го, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, мет-кий язык народных сказок о животных, насыщенный ска-зочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Ми-халкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать бо-гатство русского языка в произведениях художественной ли-тературы и фольклорного жанра.
Воспитатель обращается к детям:
-- Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочи-нившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показывает на карте).
Представляете теперь, как выглядит бычок-рыбешка морская? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? А какая в этой сказке лисичка?
Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из эскимосской сказки.
Как лисичка бычка обидела, что она ему запела? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе... споем еще раз. А сейчас пусть споет ее Катя (затем вызывает еще трех-четырех детей).
Далее педагог предлагает послушать сказку еще раз. Читает (с установкой на пересказ). Просит кого-либо из детей пере-сказать сказку.
Затем дети по двое пересказывают текст по частям (2 пере-сказа). При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок сам. Он должен сделать это веж-ливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной?» -- «Хочу».-- «Спасибо, Аня». Второй пересказ педагог просит детей слушать особенно внимательно, чтобы определить, какой паре он удался больше (кто рассказывал интереснее? кого слушать приятнее, легче?).
Далее воспитатель организует драматизацию сказки. Напо-минает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса -- дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки, и т. п.
Чтобы дети, не занятые в драматизации, не устали, можно предложить им изобразить морскую волну, шуршащую камеш-ками: «Шуууу-рррр, шуууу-рррр», после чего провести очередной пересказ или драматизацию.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, как называет-ся новая сказка, с которой дети познакомились. Подчеркивает, что сегодня они не только прослушали сказку, но и учились пересказывать ее.
Занятие 3. Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие тра-диции русского устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).
Ход занятия:
Педагог спрашивает, какие русские народные сказки могут назвать дети, есть ли среди них любимые. Напоминает програм-мные произведения, с которыми детей знакомили в этом году: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый». Предлагает послушать еще одну русскую народную сказку -- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Начинает чтение присказкой. После окончания сказки дает детям возможность посидеть молча, поразмышлять, переживая трудную судьбу ее героев, затем го-ворит:
— Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные, события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек; есть в сказке ведьма, которая Але-нушку на дно реки кинула, и т.д.)
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на язык сказки, подчеркивает, что он отличен от языка рассказов и стихов. В подтверждение своих слов вспоминает с ними начало («Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка...»), концовку («Ведьму привязали к лошадино-му хвосту и пустили в чистое поле»).
Далее педагог зачитывает отдельные фразы из текста, а дети находят в них сравнения, описания, типичные для народных ска-зок.
Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Шли-шли -- солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает (хоровое выступление и индивидуальные). Залилась Аленушка слезами.
О чем, красная девица, плачешь? (Воспитатель объясняет что красная--это красивая, пригожая.)
Я тебя наряжу в злато-серебро... стали они жить-поживать, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. А сама оборотилась Аленушкой... Закинули сети шелковые.. и др.
Дети вместе с воспитателем повторяют жалобу козленочка и ответ Аленушки (2 хоровых и 1--2 индивидуальных повторе-ния). Педагог следит за выразительностью их речи.
Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра и брат по широкому полю и встречали на своем пути копытца с водой. Приглашает нескольких человек для драматизации этого отрывка. Сам педагог выступает от лица рассказчика. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» проговаривают зрители.
Драматизация повторяется дважды.
Если останется время, воспитатель читает отрывки по заявкам детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5