42
СОДЕРЖАНИЕ
Художественная литература и фольклор -- важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Лите-ратура и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере-оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо-тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима-лись, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня -- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание -- жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Роль художественной литературы во всестороннем вос-питании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками -- в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович
Для решения задач всестороннего воспитания детей сред-ствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художе-ственных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе об-щих положений эстетики. Литературное произведение дол-жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.
В работах педагогов рассматривают-ся разные стороны методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияние иллюстрации на пони-мание литературного произведения (Т.А. Репина).
Важным качеством речи является выразительность. Ли-нии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Ру-бинштейном. Педагогический аспект этой проблемы осве-щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить эле-менты выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.
Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;
- показать особенности развития образной речи на основе произведений;
- показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;
- показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.
Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знако-мились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу пре-дыдущей группы и наметить материал для повторения.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образователь-ной ролью в жизни всего народа.
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравни-мыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обо-значений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А. М. Горький об-ратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неис-черпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с раз-нообразием их деятельности. Например, дети практически могут усвоить обозначение словом таких действий, как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить. Дети практически выполняют все эти разнообразные действия -- они и шьют, и сшивают, и пришивают, но для обозначения пользуются в лучшем случае одним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети занимаются шитьём или какой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле зрения воспитательницы, она не использует деятельность детей для развития их языка. Упу-скается самый драгоценный момент--ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту или иную работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5