Анализ исследования процесса чтения.
Из 15 обследуемых детей были выявлены дети с разными показателями по способам чтения (от буквенного чтения до чтения целыми словами); по технике чтения (от очень медленной до быстрой); по характеру допущенных ошибок.
6 детей из 15 владели синтетическим способом чтения, т. е. чтением целыми словами с пониманием прочитанного.
2 детей из 15 читают в основном целыми словами, и лишь отдельные слова по слогам, также с пониманием прочитанного.
3 детей из 15 читают по слогам, однослоговые слова целым словом, с пониманием прочитанного, иногда при чтении допускают такие ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки слогов, например:
своречник - скворечник
вывишают - вышивают
оказыется - оказывается
1 ребенок из 15 читает очень медленно, по слогам, допускает множество ошибок. Нарушено понимание предложений и текста. Видны постоянные замены близких по звучанию звуков (С - З, Ж - Ш, Ш - С, Т - Д) или схожих по начертанию букв (П - Т, Б - В, Х - Ж), искажение звуковой структуры, например:
д - д - у - ж - н - о - дружно
те - ти - дети
с - сы - мо - т - ит - смотрит
Один ребенок читает по слогам, часто повторяет прочитанное для того, чтобы понять смысл, чтение часто сопровождается комментариями (“а, не!”, “а я это уже читал!”, “я такого слова прочитать не могу”).
При чтении повторяет слоги ( мо - ло - мо - ло - ко), повторяет звуки ( то - ле - ль - ко - только), пропускает окончания, заменяет слова, добавляет звуки ( осенью были желтые листья - осенью пожелтели листья). Понимание сложных слов бывает затруднено.
У 2 детей из 15 - побуквенное чтение, затруднено слияние звуков в слоге, замена букв, имеющих одинаковые элементы ( вместо П читает Н или Т, вместо Ш - Щ ), замены звуков, сходных акустически и артикулярно ( Б - П, С - Ш, Ж - Ш ), замены звуков связанных с неправильным произношением отдельных звуков ( вместо Р - Й, Л - В). Как следствие этого - нарушение понимания смысла.
Таким образом, выявленными недостатками чтения (выраженными в разной степени) являются:
· нарушение понимания прочитанного
· побуквенное чтение, послоговое
· пропуски согласных при стечении
· пропуски слогов
· замена звуков, сходных акустически и артикуляторно
· замены букв, имеющих одинаковые элементы
· замена звуков, связанных с неправильным произношением
При анализе результатов исследования процесса чтения было установлено, что из 15 первоклассников 8 человек имеют вполне сложившийся навык чтения.
У троих детей чтение близкое к норме, у 4 детей нет сложившегося навыка чтения. Т. е. эти дети входили в состав группы первоклассников, у которых были обнаружены предпосылки нарушения чтения и по итогам тестирования они имели самые низкие результаты. Но так как навык чтения только формируется (начало обучения в 1 классе) диагноз “дислексия” ставить нельзя. Но необходимо отметить, что эти дети представляют собой группу с повышенным риском возникновения дислексии.
Здесь также нужно отметить тот факт, что из 4 детей с предрасположенностью к дислексии, 3 не посещали дошкольное учреждение, а это является немаловажным фактором, так как большинство детей воспитывающихся дома, не получают необходимую подготовку к школе. Трое первоклассников не получили своевременной логопедической помощи (все они имеют диагноз ОНР - III уровня) и не освоили тот объем знаний, умений и навыков, составляющих базу для начала школьного обучения.
Анализ выполнения заданий методики А.Н.Корнева.
В результате повторной диагностики по методике А.Н.Корнева были получены следующие результаты:
Таблица.
Распределение учащихся по уровням выполнения субтестов методики А.Н.Корнева
Субтесты
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1 срез
2 срез
“Рядоговорение”
28,6%
42,8%
57,1%
14,3%
“Ритмы”
“Кулак-ребро-ладонь”
0%
“Повторение цифр”
Итак, в результате проведенных коррекционно-профилактических мероприятий с учащимися 1 класса, мы отмечаем увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей. Так, по субтестам “Рядоговорение”, “Кулак-ребро-ладонь” и “Повторение цифр” увеличилось количество детей со средним уровнем выполнения задания, и уменьшилось количество детей с низкими результатами.
Результаты выполнения тестовой методики экспресс - диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И.
В ходе повторной диагностики по экспресс-диагностике устной речи нами были получены следующие результаты:
Таблица
Результаты исследования сенсомоторного уровня речи (средний балл)
Фонематиче-ское восприятие
Артикуля-ционная моторика
Звукопроиз-ношение
Сформированность звуко-слоговой структуры
17,75
24,5
22,75
16,5
23,6
28,6
51,63
47,1
Итак, мы отмечаем определенную положительную динамику по всем параметрам. Значительные улучшения тестовых показателей наблюдается в отношении звукопроизношения - у большинства детей к моменту окончания букварного периода все нарушенные звуки поставлены, многие находятся на этапе автоматизации. Совместная работа логопеда и учителя по развитию звукового и слогового анализа оказалась особенно эффективной а отношении умения детей анализировать звуко-слоговую структуру слова.
Результаты исследования грамматического строя речи (общий балл по экспериментальной группе)
Повторение предложений
Верификация предложений
Составление предложений из слов
Добавление предлогов в предложение
19
23,75
20,45
24
25,6
31,2
34,5
28,1
По результатам, полученным при исследовании, можно сделать вывод о том, что в ходе занятий с логопедом у детей улучшилась слухо-речевая память, речевое внимание, дети стали более осознанно употреблять разнообразные грамматические конструкции, пользоваться предлогами.
Результаты исследования словаря и навыков словообразования (общий балл по экспериментальной группе)
Навыки словооб-разования
Образование относительных прилагательных от существитель-ных
Образование количественных прилагательных от существительных
Образование притяжательных прилагательных от существительных
18,75
18,25
20,5
19,75
24,2
25,2
23,92
24,6
По полученным данным видно, что у детей улучшились показатели, отражающие уровень сформированности таких навыков словообразования, как:
· образование относительных прилагательных от существительных
· называние детенышей животных
· образование притяжательных прилагательных от существительных
Результаты исследования связной речи (средний балл по экспериментальной группе)
Смысловая целостность
Лексико - грамматическое оформление
Самостоятель- ность выполнения
Баллы по 3 критериям
3,28
4,71
11,7
4,11
4,2
6,17
14,48
Проведенная коррекционно-профилактическая работа была направлена и на развитие связной речи детей. Данное направление работы особенно эффективно в отношении развития таких ее компонентов как смысловая целостность и лексико - грамматическое оформление высказывания.
Итак, коррекционно-профилактическая работа логопеда , направленная на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, развитие зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти и словесно-логического мышления способствовала развитию у детей экспериментальной группы предпосылок успешного овладения навыком чтения. Мы отмечаем увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей. Так, по субтестам “Рядоговорение”, “Кулак-ребро-ладонь” и “Повторение цифр” увеличилось количество детей со средним уровнем выполнения задания, и уменьшилось количество детей с низкими результатами.
Коррекционная работа логопеда по формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитию грамматического строя речи, расширению словарного запаса, обогащению активного словаря и формированию связной речи была эффективна в отношении звукопроизношения - у большинства детей к моменту окончания букварного периода все нарушенные звуки поставлены, многие находятся на этапе автоматизации. Совместная работа логопеда и учителя по развитию звукового и слогового анализа оказалась особенно эффективной а отношении умения детей анализировать звуко-слоговую структуру слова.
По результатам, полученным при повторном исследовании, можно сделать вывод о том, что в ходе занятий с логопедом у детей улучшилась слухо-речевая память, речевое внимание, дети стали более осознанно употреблять разнообразные грамматические конструкции, пользоваться предлогами и развития смысловой целостности и лексико - грамматического оформления высказывания.
Список литературы.
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984
3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995
4. Дефектологический словарь. М.. 1970.
5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М.: Просвещение, 1993.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.
7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\ В защиту живого слова. --М., 1966
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
9. Завгородняя А.С., Никулина Е.А. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. М., 1985
10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995
11. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
12. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. -- М., 1989
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, Владос, 1999
14. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии, Изд. АПН РСФСР, М. 1959
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968.
16. Логопедия \\ Под ред. Л.С. Волковой - М.: Просвещение, 1995.
17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб, 2001
18. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма. - Л., 1984.
19. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. М., 1991
20. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1965.
21. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1965.
22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.
23. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. \\ Под ред. С.А.Мироновой, - Москва, 1987
24. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. \\ Под ред. Мироновой, - Москва, 1987
25. Основы теории и практики логопедии. \\ Под.ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1968.
26. Основы теории и практики логопедии. \\ Под.ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1968.
27. Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. -- М: 1990
28. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. -- М: 1994.
29. Понятийно- терминологический словарь логопеда. М., 1997.
30. Правдина О.В. Логопедия. - Москва, 1973.
31. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. \\ Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1989
32. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984
33. Спирова P. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -- М., 1983
34. Становление речи и усвоение языка ребенком. / Под ред. Рождественского Ю.В. МГУ , 1985.
35. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.
36. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М.,1989
37. Хватцев М.Е. Логопедия. - Москва, 1959.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9