Рефераты. Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе

3) Низкий уровень - большее число ошибок, среди них неправильно опознаны прямоугольники.

2. Корректурная проба “Найди букву”

Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания.

Ребенку дается бланк с каким-либо текстом (или набором букв), где отмечены 2 какие-либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Оценка результатов:

1) Высокий уровень - из просмотренных ребенком 400 знаков допущены менее 5 ошибок

2) Средний уровень - допущены не более 5-10 ошибок

3) Низкий уровень - допущены более 10 ошибок.

3. Тест “Запомни и назови”

Цель: проверка уровня развития слуховой памяти
Инструкция: “Я прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнил”
Оценка результатов:
1) Высокий уровень - ребенок вспомнил с первого раза более 6 слов
2) Средний уровень - воспроизведены 3-6 слов
3) Низкий уровень - воспроизведены 1-2 слова
4. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)
Цель: оценка сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления.
Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.
Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.
Оценка результатов:
1) Высокий уровень - ребенок успешно справляется с любым заданием в пределах установленного времени
2) Средний уровень - ребенок справляется с большинством заданий, с 1-2 показом вначале
3) Низкий уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

При выполнении задания “Рядоговорение” четверо детей справились с одним из двух вариантов: а) времена года, б) дни недели.

Витя К. правильно назвал времена года (при этом начав отсчет с названия месяца - сентябрь). После указания на ошибку, перечислены времена года правильно. При назывании дней недели пропустил слово “среда”, у перепутал последовательность четверг - пятница, сказав “пятница - четверг”.

Петя С. также правильно назвал времена года, но перечисление дней недели начал с воскресенья, простил четверг, повторил воскресенье.

Ира Б. с наводящими вопросами назвала времена года, с перестановками перечислила дни недели.

Илья К. очень медленно, подбирая слова, задумываясь, назвал времена года, но дни недели по порядку назвать не смог, пропустил среду и пятницу.

Трое первоклассников не справились с этим заданием.

Алена К. ответила, что знает лето, зиму, январь, март. Дни недели стала называть после наводящего вопроса, но в неправильной последовательности.

Вова Т. на вопрос о временах года ответил, что зимой падает снег, весной - тает. Не ответил на вопрос о том, какое время года сейчас. Времена года не перечислил. Дни недели назвал в произвольной последовательности, пропустил вторник, четверг.

Аня М. ответила так: “Осень. Осень, весна, зима, осень, лето”. Дни недели не знает, назвала только воскресенье и пятницу.

При выполнении данного задания дети проявили слабую ориентировку во времени: незнание, либо нетвердое знание временных единиц (времена года, дни недели), низкую способность к автоматизации речевых рядов.

При выполнении задания “Ритмы” трое первоклассников воспроизвели только простые ритмы, четверо не смогли воспроизвести и простые и сложные ритмы. Из пяти серий простых ритмов повторили 2-3 серии, из сложных - ни одной.

Результаты этого задания говорят о трудностях слухо-моторных координаций и о слабости кратковременной памяти, не удерживающей ритмически организованные серии звуковых сигналов.

Субтест “Повторение цифр” позволил выявить такую закономерность: у всех 7 учащихся в большей мере страдает повторение цифр в обратном порядке.

Трое учеников смогли правильно воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр.

При воспроизведении ряда из 3-х цифр, путали последовательность цифр:

Витя К. ряд 5 - 7 - 4 воспроизвел 4 - 5 - 7

ряд 2 - 5 - 9 воспроизвел 9 - 2

Петя С. ряд 5 - 7 - 4 воспроизвел 4 - 7 - 8 (добавил несуществующую в ряду)

ряд 2 - 5 - 9 воспроизвел 5 - 9 - 2

Ира Б. ряд 5 - 7 - 4 воспроизвел 4 - 7 - 4 (повторила цифру)

ряд 2 - 5 - 9 воспроизвел 5 - 9

Четверо учеников допустили большее количество ошибок. При прямом счете правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете Илья К. и Алена К. воспроизвели ряд из 2-х цифр, Вова Т. и Аня М. не смогли воспроизвести обратный счет совсем.

Неумение детей правильно справиться с заданиями субтеста “Повторение цифр” говорит о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.

Таким образом, применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить у детей с нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.

По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения - дислексии.

Выявленная группа детей в количестве семи человек оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.

Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.

Тесты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обозн. на диаграмме

“Рядоговорение”

20%

53,4%

26,6%

“Ритмы”

13,3%

33,3%

53,4%

“Кулак-ребро-ладонь”

53,4%

26,6%

13%

“Повторение цифр”

13,5%

33,3%

53,4%

Результаты тестов “Исследования интеллектуальной способности” выявили отклонения у детей в развитии психических процессов.

Восприятие.

Дети, в большинстве случаев (см таблицу 1) предложенные фигуры находили быстро и правильно (высокий уровень 30% и средний уровень 67%). И только незначительное количество детей 13% не смогли отличить квадрат среди прямоугольников и фигур с искаженными прямым углом, а также квадрат, находящийся под другим углом зрения. Это говорит о том, что не у всех детей развито восприятие на должном уровне.

Внимание.

Способность концентрации и устойчивости внимания на высоком уровне у 20%, на среднем у 60% и на низком у 20%. Это говорит о том, что у детей рассеянное внимание, недостаточная его концентрация.

Память.

По результатам теста объем запоминания и воспроизведения заданных слов можно рассмотреть из протокола теста 2 детей (с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти) Здесь дана часть протокола.

Протокол теста “Запомни и назови”

Год

Шум

Слон

Рука

Мяч

Пол

Мыло

Весна

Соль

Нос

Лена

+

+

+

+

+

+

+

Катя

+

+

По полученным результатам видно, что степень выраженности речевого недоразвития у детей различна. Уровень успешности у троих детей приближен к норме:
У одного - на среднем уровне;
Уровень успешности еще у троих детей - низкий, указывает на наличие общего недоразвития речи.

Теперь, можно выяснить, какая из сторон речи детей нарушена в большей степени. Для этого подсчитаем баллы за задания из каждой серии и сравним результаты.

I Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.

Фонематиче-ское восприятие

Артикуля-ционная моторика

Звукопроиз-ношение

Сформированность звуко-слоговой структуры

1

2

3

4

5

6

7

5

4

2,5

1,75

1,25

1,25

2

5

5

5

2,5

2,5

2,5

2

5

5

3,5

3,5

1

2,25

2,5

4

3,25

3,25

1,25

1,25

1,25

1,25

Общее количество баллов

17,75

24,5

22,75

16,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.