Рефераты. Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Б) опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

В) тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо - воспитательные методы (активные), ситуационно - ролевые игры, социально - психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).

Консультирование - это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг - это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция - это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Содержание программы

Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3. Проективная методики, направленные на изучение детско - родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье - прямой или опосредованный

Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.

Были организованы:

1. родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;

2. тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:

· коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я - сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;

· психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;

· психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

3. деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.

4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.

6. Патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно - реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:

§ Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся проблемных ситуаций.

§ Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.

§ Адаптационно - реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)

При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.

2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.

3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий

4. индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

В программе рассказывается о привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.

Во-вторых специалисты микросоциума.

Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога с специалистами микросоциума.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.

Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.

Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

3.2. Анализ эффективности программы «Социально - педагогической помощи детям из неблагополучных семей»

Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 114 имеющая статус государственного образовательного учреждения.

Цели, задачи и направления деятельности школы № 114.

Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности, про - мимо этого школа представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.

Исходя из целей, задачи школы поставлены следующим образом: реализовать общеобразовательные программы и государственные стандарты на уровнях начального, основного и полного общего образования, а так же дополнительного образовательных программ, так же создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и физического развития учащегося, раскрытия его способностей (см приложение)

Для реализации своих целей и выполнения задач школа организует и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.

Школа № 114 - союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.

Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.

Школа состоит из 1 - 3 классы - I ступени, 5 - 9 классов - II ступени, 10 - 11 классов III ступени. (Приложение № 3)

В целях создания условий для качественного учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.

Классы комплектуются из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону школы. Классы полного общего образования (3 ступень) комплектуется из числа наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов (математика и биология) с 8 - го класса по результатам собеседования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.