Рефераты. Работа социального педагога с неблагополучной семьей

В школе устанавливается продолжительность обучения:

- 1 ступень (начальное образование) не менее 3 лет

- 2 ступень (основное общее образование) - 5 лет

- 3 ступень (полное общее образование) не более 2 лет.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога - психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по - мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, кроме того составляет психолого - педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и проводит их психолого- педагогическую коррекцию.

В функциональные обязанности педагога - психолога школы № 114 проведение индивидуальной углубленной диагностики учащихся с различными психолого - педагогическим трудностями с последующим оказанием различного вида психологической помощи учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же осуществление психологического просвещения педагогов и родителей.

Функционал классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении и отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе (Приложение № 4).

Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.

Классные руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение № 5)

Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально - незащищенных детей.

В должностные обязанности социального педагога входит: выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальную поддержки, способствование созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных служб.

В школе обучается 705 детей с 1 - 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого - медио - педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В состав комиссии входят:

Председатель комиссии - директор школы

Зам. председателя - зам. директора по воспитательной деятельности

Социальный педагог

Психолог

Представитель родительского комитета

Психолого - медио - педагогческая комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения , объединяющихся для психолого - педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основаниями организации комиссии являются: решения педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников, обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и внешних структур.

Основные направления психолого - медико - педагогческая комиссия:

работа по анализу и преодолению школьной не успешности ребенка и девиантного поведения.

Работа по раннему выявлению и организация соответствующих условий одаренных детей

Анализ и ликвидация внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся - учащийся, учащийся - педагог, учащийся - родители, педагог - педагог, педагог - родитель (Приложение № 6)

Результатом работы психолого - медико - педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.

На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 - 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины их постановки на учет различны:

§ Плохое, неадекватное поведение 35%

§ безвольность (потакание плохому поведению) 15%

§ вранье 25%

§ плохая успеваемость 20%

§ курение 20%

§ прогулы 30%

Возрастная категория «трудных» детей:

Младший школьник лет 20 %

Подросток 55 %

Старший школьник 25 %

По половое деление:

мальчики - 75 %

девочки - 25 %

Дети из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:

Неполных семей 25 %

Полных семей 60%

Проживающие, в семье с отчимом или мачехой 15 %

Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)

Именно эти учащиеся стали контингентом для участия в эксперименте.

Были проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.

Рисунок семьи. Цель: изучить детско - родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).

Семейная социограмма. Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. (Приложение № 9)

В результате анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:

50 % детей испытывают дефицит общения в семье

23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными

7 % детей включают в состав семьи посторонних людей

10 % не имеют никаких отношений в семье

10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных

Результаты интерпретации Семейной социограммы:

50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье

27% общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи

20 % выделили в своей семье подсистемы: мама - папа, брат - сестра, мама - дочь, папа - сын, мама - сын и др.

3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.

Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой и папой.

Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования - изучение типов воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.

1. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Цель: определить различные нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания; установить некоторые психологические причины этих нарушений. (Приложение № 10)

2. Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты». Цель: выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка (Приложение № 11)

В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:

В опрошенных семьях присутствуют самые различные типы воспитания:

- Потворствующая гиперпротекция 15%

- Жестокое обращение - 5%

- Гиперпротекция - 10%

- Неустойчивый стиль воспитания 10%

- Повышенная моральная ответственность - 10%

- Недостаточность требований - запретов к ребенку - 15 %

- Эмоциональная отвержение - 25% (Приложение № 12)

На основании полученной характеристики семей и общей программы нами был составлен план работы с такими семьями.

Формы работы с семьей:

Для семей с потворствующим типом воспитания можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого были организованы общеклассные собрания на тему «Наказания и поощрения», на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.

Родителям, не принимавшим активное участие в обсуждении темы, были предложены индивидуальные консультации для обсуждения демонстративных и гипертимных черт личности, формирующиеся у ребенка в процессе такого воспитания.

На предложение о проведении индивидуальной консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание слушать «нотации о воспитании их детей».

Семей, в которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная ответственность не много, поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность истинной причины такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве терапия будет неэффективна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.