Вторая группа альтернативна первой, т.к. в отнесенных к ней технологиях сохранение и укрепление здоровья заявляется в каче-стве важнейшего приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). Эти технологии и обозначаются как здоровьесберегающие.
К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с ними невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Заметим, что, в отличие от производственных технологий, человековедческие технологии не поддаются детальному описанию (иначе -- это схема, инструкция по работе с человеком), а достигаемый результат может быть лишь задан определенными параметрами и критериями.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей -- это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4--5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы «Школа Здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.
В качестве обобщенных целей деятельности данной программы отмечены следующие:
· создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;
· обеспечение школы кадрами медицинских работников, усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
· создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
· развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
· обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
· разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы «Школа Содействия Здоровью»:
· четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
· гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
· освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
· планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
· развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
· участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.
Основополагающие принципы построения программы:
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
8. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.
Ожидаемые конечные результаты программы:
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Реализация программы «Школа Содействия Здоровью» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
· культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
· культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
· культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
· культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
· формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
· формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
· формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
· формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Данная программа конкретизируется в виде годового плана работы на учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:
· гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
· планомерная организация питания учащихся;
· создание и развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Общешкольный конкурс
«Самый здоровый класс»
I. Общие положения. Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.
Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.
II. Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.
III. Задачи:
1 Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.
2 Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.
3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.
IV. Организация конкурса:
1 Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.
2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:
--участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях -- 2 балла за каждого участника;
-- привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни-- 5 баллов;
-- пропуски уроков по болезни -- вычитается 1 балл (за каждого ученика);
-- организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов -- 20 баллов;
--выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни -- 15 баллов;
-- организация походов, экскурсий, прогулок -- 5 баллов;
-- участие в спортивных секциях, кружках (туристических, народного, эстрадного, бального танца) -- 5 баллов (за каждого ученика);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6