Рефераты. Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика"

Лабораторное занятие эффективнее, чем урок, способствует формированию самостоятельности как качества личности: ученики сами планируют свою работу, более осознанно стремятся к цели, эффективнее занимаются самоконтролем. Однако следует заметить, лабораторные занятия проводятся только после уроков и других форм организации обучения.

В профессиональном обучении лабораторные работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств осуществления теории и практики. При этом с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой - у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.

Беря за основание содержание лабораторных работ, выделяют следующие их виды:

- наблюдение и анализ различных явлений, процессов;

- наблюдение и анализ устройства работы оборудования;

- исследование качественных и количественных зависимостей между явлениями;

- изучение устройства и способов пользования контрольно- измерительным инструментом.

По дидактическим целям лабораторные работы разделяются на иллюстративные и исследовательские; по способам организации - на фронтальные и нефронтальные.

Руководство проведением лабораторной работы преподаватель осуществляет в форме инструктирования (вводного и текущего), основной задачей которого является создание у учащихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий. На занятиях используются инструкционные карты. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать последовательность выполнения работ. [6,280]

Итак, лабораторная работа, как форма организации обучения, наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы. вооружает разнообразными способами деятельности.

На таком занятии специфична деятельность учителя. Спланировать работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. Подводя итог работы, педагог способствует формированию у учащихся адекватной самооценки и соответственного отношения к учителю.

ГЛАВА 2. Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия

2.1. Изучение и анализ ГОС по специальности Менеджмент (дисциплина «Статистика»)

Федеральный компонент.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев.

Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению и решению технико-экономических, организационных, кадровых вопросов в качестве менеджера в различных организациях независимо от их организационно-правовых форм.

Основными видами деятельности менеджера являются:

· организационно-управленческая - участие в предпринимательской или коммерческой деятельности организации; формирование целей организации; решение стратегических задач; использование эффективных методов управления в работе коллектива; участие в решении организационно-технических, экономических, кадровых и других проблем организации; подбор и расстановка кадров, мотивация их профессионального развития; стимулирование качества труда; разработка эффективной системы контроля; работа с консультантами и экспертами по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым); связь с деловыми партнерами; использование компьютерной техники в сфере управленческой деятельности;

· информационно-аналитические - сбор и обработка необходимой информации для принятия управленческих решений; распространение информации; прогнозирование развития социально-экономических процессов в объектах управления; анализ рыночной среды на микроэкономическом уровне и создание условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг; использование данных о платежеспособности и финансовой устойчивости организации для улучшения показателей ее работы; оценка степени возможного риска; анализ и перспективное обоснование современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Требование к уровню подготовки выпускника по общепрофессиональным дисциплинам. Выпускник должен иметь представление:

· о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;

· об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

· об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений.

Выпускник должен знать:

· основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

· основные технико-экономические показатели деятельности организации;

· экономико-статистические методы обработки информации.

Выпускник должен уметь:

· рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

· применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач;

· пользоваться данными маркетинговых исследований.

Обязательный минимум содержания дисциплины «Статистика» (50 часов).

Предмет, метод и задачи статистики; статистические наблюдения, сводка и группировка, способы наглядного представления статистических данных; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; статистическое изучение связи между явлениями; ряды динамики и ряды распределения; индексы; выборочные наблюдения. [1]

Национально-региональный компонент.

Требования учебного заведения к выпускнику разрабатываются конкретным учебным заведением в зависимости от требований работодателя.

2.2. Анализ учебного плана по специальности Менеджмент (дисциплина «Статистика»)

Место учебной дисциплины «Статистика» в системе подготовки специалиста.

Учебная дисциплина «Статистика» входит в учебный блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.04 Статистика). Количество часов на весь блок общепрофессиональных дисциплин - 1085, из них общеобязательных - 790, на самостоятельное изучение - 295 (27 %). ОПД.04 для самостоятельной работы - 18 часов. ОПД.04 - максимальная учебная нагрузка - 67 часов, из них 50 часов обязательное теоретическое обучение, что составляет 6% от общеобязательной учебной нагрузки.

Сроки изучения дисциплины: II или III курс.

Организация изучения дисциплины «Статистика».

Используются следующие формы организации учебного процесса:

1) учебные занятия (на уроках);

2) лабораторно-практические занятия;

3) зачет (в III семестре);

4) экзамен по завершению курса (в IV семестре).

Количество часов на лабораторно-практические занятия - 20 часов (что составляет 2,5 % от блока общепрофессиональных дисциплин для обязательного изучения), на самостоятельную работу- 15 часов (что составляет 5,1 % от блока общепрофессиональных дисциплин для самостоятельного изучения), на занятия на уроках - 30 часов (что составляет 3,8 % от блока общепрофессиональных дисциплин для обязательного изучения).

2.3. Изучение и анализ учебной программы по дисциплине «Статистика»

Структура и логика учебного материала.

Раздел 1. Введение в статистику.

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики.

Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в

РФ.

Раздел 2. Статистическое наблюдение.

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методические вопросы статистического наблюдения.

Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки.

Тема 3.2. Метод группировок в статистике.

Тема 3.3. Ряды распределения в статистике.

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.

Тема 5.2. Средние величины в статистике.

Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.

Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного ряда разделения.

Раздел 6. Ряды динамики в статистике.

Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.

Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики.

Тема 6.3. Модели сезонных колебаний.

Раздел 7. Индексы в статистике.

Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.

Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности.

Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения.

Раздел 9. Статистические изучение связи между явлениями.

Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.

Тема 9.2. Корреляционно - регрессионный анализ.

Дидактические цели учебного материала и требования к знаниям и умениям студентов.

Цель изучения дисциплины «Статистика» - раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в условиях перехода на рыночную экономику; помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчетности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

ь иметь представление:

· об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

· о природе статистических совокупностей;

ь знать:

· основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;

· статистические показатели и технику их расчета;

· нормативные акты статистической информации;

· положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

ь уметь:

· осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;

· выполнять необходимые расчеты и формулировать основные выводы;

· использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.

Выявление возможностей содержания учебного материала для воспитания и развития студентов.

Изучение материала должно способствовать формированию нового экономического мышления у студентов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.