4
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кафедра педагогики и методик профессионального обучения
Курсовая работа
по дисциплине методика профессионального обучения
на тему: «Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по учебной дисциплине «статистика»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое описание лабораторного занятия
ГЛАВА 2. Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
2.1 Изучение и анализ ГОС по специальности Менеджмент (дисциплина «Статистика»)
2.2 Анализ учебного плана по специальности Менеджмент (дисциплина «Статистика»)
2.3 Изучение и анализ учебной программы по дисциплине «Статистика»..14
ГЛАВА 3. Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». [6]
Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит не только от познавательной активности самого студента, но и от форм проведения учебного занятия. Технология проектирования этого занятия играет далеко не последнюю роль и представляет собой совокупность процедур подготовительной деятельности учителя, обуславливающих целенаправленное развитие основополагающих сфер личности учащегося посредством овладения им общечеловеческой культурой в специально сформированной среде.
При проектировании учебного занятия проявляется субъективный стиль деятельности педагога, структурными компонентами которого являются: мотивационный (включающий комплекс мотивов), операциональный (предпочитаемые процедуры, логика и стратегия проектирования) и рефлексивный (включение познания и анализ собственного мышления и деятельности).
Результатом педагогического проектирования образовательного процесса является его проект (например, разработка урока), определяющий структуру и логику разворачивания процесса, а также его результаты. Урок является основной формой организации обучения, поэтому проект урока необходим каждому педагогу независимо от его педагогического мастерства, стажа и эрудиции. [8,144]
Особенность проведения лабораторного занятия по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.
Объект исследования - деятельность педагога по проектированию лабораторного занятия
Предмет исследования - проектирование лабораторного занятия
В связи с этим целью нашего исследования является проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия.
Цель исследования - проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть такую форму организации обучения как лабораторное занятие;
2. Определить педагогические основы проведения семинарского занятия;
3. Рассмотреть методику проведения лабораторного занятия;
4. Изучить и проанализировать ГОС по специальности, учебный план по специальности Менеджмент и учебную программу по дисциплине «Статистика»;
5. Разработать лабораторное занятие по дисциплине «Статистика».
В написании курсовой работы я использовала следующие методы:
· теоретические методы, включающие анализ научной литературы, а также обобщение, сравнение, конкретизацию данных;
· эмпирические методы, включающие изучение практического опыта и наблюдение.
ГЛАВА 1. Теоретическое описание
лабораторного занятия
Лабораторное занятие - это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких либо явлений с помощью специального оборудования.
Лабораторные занятия проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа.
Лабораторные занятия часто носят исследовательский характер.
Лабораторные занятия может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.
Лабораторные занятия предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные занятия требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров и т.д. Эти возможности в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально и с группой учеников; цель его - реализация следующих основных принципов:
-овладение системой средств и методов экспериментально - практического исследования;
- расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач;
Структурными основными элементами лабораторной работы являются:
- обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;
- самостоятельное коллективное исполнение задания посредствам чтения, практической деятельности, распределение частных заданий между участниками рабочей группы;
- консультации учителя в процессе обучения;
-обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;
- письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания;
- контрольное обследование учителя с представлением рабочих групп;
Как правило, все лабораторные занятия по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.
[4,250-251]
Лабораторные работы - наиболее ценный метод обучения, характеризующийся тем, что учитель в целях приобретения учащимися знаний организовывает их деятельность в лаборатории. Применение лабораторных работ оказывается полезным в преподавании многих учебных дисциплин в тех случаях, когда:
- новое знание представляется сложным для словесного объяснения, но оно хорошо усваивается при самостоятельных наблюдениях учащихся над изучаемыми процессами;
- учащимся нужно усвоить знания практического характера.
Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений выводят законы, явления или что-либо определяют. Значение лабораторных работ и заключается в том, что, самостоятельно отображая явление, учащиеся становятся лицом к лицу с природой этого явления и получают возможность непосредственно наблюдать изучаемое явление. Этот метод оказывается очень полезным и в деле овладения знаниями и в приобщении учащихся к познавательной деятельности.
Лабораторные работы проводятся с различной степенью самостоятельности учащихся. При фронтальной организации учащиеся выполняют одни и те же виды и этапы работ по указанию учителя или по специальным инструктивным карточкам. При исследовательской или эвристической постановке лабораторных работ учащиеся получают вопрос, тему, задания и затем им предоставляется значительная самостоятельность в выполнении при соблюдении определенных инструкций. И в том и в другом случае успех лабораторной работы зависит от того, насколько она опирается на изученные знания по предмету и насколько тесно связана с изложением нового материала учителем. Лабораторная работа оказывается успешной, когда учитель тем или иным способом подвел учащихся к тому вопросу, ответ на который они должны получить из самостоятельно выполняемой лабораторной работы. Лабораторная работа ставится тогда, когда весь новый материал изложен учителем и требуется опытное подкрепление сформулированных им выводов.
Основное условие успешного выполнения лабораторной работы - ясная для учащихся конкретная задача проведения ее, т.е. знание, на какой вопрос должны ответить учащиеся. Вопрос этот формулируется учителем или дается в письменном виде. [8]
Лабораторные занятия представляют собой особую конструкцию звена формирования и навыков. Оно строится из следующих этапов:
- организационного - постановки цели и актуализации знаний;
- инструктажа, выполнения лабораторной работы;
- оформления результатов наблюдения;
- определения домашнего задания.
Лабораторные занятия преследуют цель - на основе ранее полученных знаний включать учащихся в различные действия для формирования умений и навыков.
Ученики, опираясь на полученные знания на уроках, других занятиях, самостоятельно выполняют лабораторные работы, проводят измерения, решают задачи, выполняют упражнения.
При этой форме обучения действия учащихся подвергаются меньшей регламентации. Ученики, проводя лабораторные работы, обращаются к учебникам, справочной литературе, формируют общие умения работы по определенным разделам учебной программы, умения работы с приборами, отрабатывают алгоритм действий. Весьма важно, что ученики, получая задание, учатся планировать свою деятельность на определенный период, осуществлять самоконтроль.
Лабораторные работы проводятся не только по предметам, в которых запланированы лабораторные работы, но и по тем предметам, в которых предусматривается выработка умений и навыков.
На лабораторных занятиях господствуют практические методы обучения. Если опираться на классификацию методов по характеру познавательной деятельности, то следует отметить, что на этих занятиях применяются преимущественно частично-поисковое, репродуктивные методы.
Лабораторное занятие как форма обучения для выработки умений и навыков учащихся обладает большей продуктивностью, чем урок формирования умений и навыков. На этом занятии отсутствует жесткая регламентация учебной деятельности учащихся, дается большой простор для проявления их инициативы и изобретательности. Благодаря этому учащиеся выполняют большой объем заданий, большое количество тренировочных действий.
Страницы: 1, 2, 3