18
Причины увеличения миграции довольно просто вычленить: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
И если ребенок негроидной расы в наших школах редкость, то выходцы из бывших республик СССР встречаются практически в каждом классе. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, обосновывающей содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.
Объект исследования: общение с детьми различных национальностей.
Предмет исследования: особенности общения с детьми-мигрантами, беженцами и переселенцами различных национальностей и специфика их обучения.
Цель: изучить проблему обучения детей мигрантов.
Актуальными задачами исследования являются выявление сущности и основные направления развития миграционной педагогики как феномена мировой педагогической науки; определение основных факторов, условий и средств развития миграционной педагогики, обучения детей различных некоренных национальностей на региональном уровне, а также анализ опыта решения этой проблемы в различных регионах.
Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.
Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают многообразие сторон общественного сознания.
Национально-психологические установки, стереотипы мышления проявляются в массовом создании, формируют отношение к этническим общностям.
Этнические процессы развиваются под воздействием факторов имеющих внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер.
Ценностные установки и ориентации, межличностные контакты, социальный фактор влияет на развитие этнических процессов.
Возникновение и развитие конфликтных социальных проблем на современном этапе обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений.
Неравномерность исторического развития народов мира отражается на возникновении политических, религиозных, социально-психологических и других причин миграции населения. В этой связи возникает проблема социальной адаптации мигрантов, необходимость разработки более эффективного регулирования миграционных процессов как социального явления.
Изучением процесса миграции занимаются представители различных наук, таких как: география, политическая экономика, этнография, право, психология. Только комплексный подход в изучении этой проблемы позволяет более глубоко систематизировать миграционные процессы.
Миграционная подвижность обусловлена нестабильностью межэтнических отношений. Миграционные перемещения связаны с размещением мигрантов в условиях иной культурной среды.
Адаптивные отношения будут успешными при овладении национально-культурными ценностями принимаемой страны. Культура может одновременно выступать как средство общения, сплочения людей, так и как средство разобщения.
Понятие "поликультурное образование" отражает взаимосвязь общечеловеческого, интеллектуального и национального, представляет собой образование нового типа, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной среде.
Освоение национальной культуры происходит не только при социализации, но и при аккультурации, ассимиляции.
Усвоение национальных культурно-исторических ценностей включает осознание интеркультурной гармонии, т.е. требует раскрытие культурных достижений других народов и овладение ими.
Это предполагает формирование культуры межнационального общения и является показателем отношений и цивилизованности общества вообще и интернационального воспитания в частности.
Основной причиной конфликтов и столкновений в различных регионах является низкий уровень культуры межнационального общения, который должен стать частью общей культуры.
Культура интеллектуального общения предстает как синтез взаимодействия двух ролевых функций в обществе: как средство гармонизации национальных отношений и как способ связи с мировой цивилизацией.
Ни один вариант культуры не может существовать самостоятельно. Все культуры развиваются в общем диалоговом пространстве, обеспечивающем взаимопереход, одновременность, разноосмысленность различных культур.
Культура мигрантов развивается только на грани культур, в диалоге с другими культурами, когда одна актуализируется в ответ на вопрос другой, существуя лишь в их взаимных вопрошаниях. Культура - это всегда проецирование собеседника в иной культурной среде. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. - 1989. - №6. - с.33-38
Проблемы поликультурного образования являются необходимым условием использованием этнопопедагогики и этнопсихологии. Согласно исследованиям теории миграционной педагогики в научной школе Е.В. Бондаревской под "мигрантской педагогикой" понимается интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова).
Одна из главнейших основ развития миграционной (или миграционной) педагогики, позволяющей в процессе работы с детьми-мигрантами разрабатывать содержание учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры (традиции и обычаи народов России, США, Германии и др.) - этнологическая. Для подобных курсов характерна реализация базовых идей этнопедагогики во взаимосвязи с мультикультурализмом: признание этнических и культурных особенностей и ценностей ученика-мигранта и его семьи; идеи социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесенность национальных образовательных и континентальных научно-образовательных систем с идеями толерантности, непрерывного образования, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантам, беженцам.
Важнейшей проблемой адаптационного образования является сохранения своей этнокультуры через систему образования, т.к. образование - один из наиболее очевидных показателей уровня культуры людей и, конечно, не только оно расширяет диапазоны культурных представлений и способствует преодолению предубеждений. Адаптация к иной этнокультурной среде - сложный процесс и объясняется тем, что этническая культура является опытом выживания этноса, закрепленного в памяти традициями. Эти и другие проблемы актуальны для многих регионов и представляют новую область педагогических исследований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5