Рефераты. Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка

-А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорит меньшая, - а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.

Зависть сестер.

В кухне злится повариха

Плачет у стакана ткачиха,

И завидуют они

Государевой жене…

А старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей зло мерить…

Сестры-завистницы обманывают царя.

Родила царица в ночь

Не то сына, на то дочь;

Не мышонка, не лягушку;

А неведому зверушку.

…вместо того подали ему просто-напросто котенка и заверили, что жена его обманула.

Жестокая расправа над царице и её сыном.

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан…

…Выкололи царевне глаза, засмолили с ребенком в бочку и бросили в воду.

Приложение № 5

Тема: Культура разных народов.

Оборудование. Рабочие тетради, необходимый для выполнения домашнего задания реквизит (приносят сами ребята), тема урока и эпиграфа к нему (определение понятия «культура»)- все это написано на доске.

Основные понятия. Культура, культурные различия, этнос, нация, национальность.

Ход урока. Предварительный этап.

За неделю до занятия школьникам предлагается разделиться, образовать три группы (команды) и подготовить следующее задание: Необходимо собрать материал об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных ориентациях какой-либо социокультурной группы. Это могут быть этнические общности, возрастные, профессиональные, имущественные группы. Подготовить краткий рассказ о них и в интересной форме (игры, театрализации, видеофильма, фотовыставки и т.д.) представить его классу. Во время подготовки дети могут консультироваться у учителя по поводу темы исследования, источников информации, формы презентации собранного материала.

Постановка проблемы.

В начале урока педагог предлагает ребятам рассказать об их понимании культуры. Очень важно, чтобы уже здесь класс вышел на проблему зависимости межличностных, межгрупповых отношений от культурных различий.

Презентация.

Учитель предлагает школьникам познакомить друг друга с образом жизни представителей той или иной социокультурной группы. «Презентующей команде отводится на работу несколько минут. А зрителям дается задание отметить, что в образе жизни данной общности может.

После презентации каждой из трех субкультур «зрители» высказывают свои суждения. После чего учитель подводит итог, отмечая, что отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры- весьма распространенное явление в обществе.

Работа в группах.

На этом этапе занятия педагог предлагает ребятам ещё раз поработать в группах. Их цель - найти причины негативного отношения к представителям какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить окружающих ( в данном случае другие команды и педагога) изменить свое отношение на более позитивное (оно должно стать толерантным). После работы в группах следуют выступления представителей команд. Задача учителя - организовать эти выступления в дискуссию, инициируя дополнения и возражения со стороны других групп (единодушие - враг подлинного решения проблем). В процессе выявления причин межкультурной враждебности учитель помогает трансформировать мысли и высказывания школьников в более ёмкие и удобные для записи формулировки.

Подведение итогов.

В завершение урока предлагает каждому по очереди высказаться по сегодняшней тете, закончив фразу: «Культурные различия - это …»

Домашнее задание.

Придумать и описать (или описать реальную ) ситуацию, когда игнорирование культурных особенностей и культурный эгоизм приводили к трагическим последствиям.

Погружение в проблему: «встречи с представителями маргинальных слоев населения.

Представители микрогрупп кратко знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном дне. Особое внимание педагог просит обратить на отношение общества к этим людям (как выясняется весьма негативное).

   

  </TBODY>

 

Приложение № 6

Конспект

внеклассного занятия по русской культуре

Мини-конференция по теме: Л.Н.Толстой - великий гуманист.

Вопросы - установки к занятию:

1. Что я знаю о Л.Н.Толстом?

2. Что нового я узнал сегодня?

3. Чему удивился?

4. Что стал ценить?

Оформление доски: портрет писателя, книги с его произведениями.

Эпиграф занятия:

«Ему было близко все человечество»

В.Я.Брюсов

Ход занятия.

I. Беседа с учащимися.

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Почему имя Л.Н.Толстого известно людям?

- Что он создал?

II. Сообщения детей о Л.Н.Толстом.

1-й ученик:

Лев Николаевич Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать - урожденная княгиня Волконская.

2-й ученик:

Его предки были в родстве с Пушкиным, Трубецкими, Голицыными. Родовая усадьба Толстых называлась Ясная Поляна.

3-й ученик:

Первым произведением Толстого была повесть «Детство».

II. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Рассказы детей с комментариями учителя.

III. Толстой как писатель.

Чтение детьми отрывков из детских произведений Толстого.

IV. Заключительное слово учителя.

V. Ответы детей на вопросы-установки.

Внеклассные занятия в форме мини-конференции можно проводить по любому аспекту русской культуры. Перед проведением мини-конференции необходимо сформулировать вопросы-установки. В конце занятия формулируются 1-2 задачи на будущее.

Приложение № 7

Конспект классного часа на тему: «У истоков песенного искусства адыгов».

Цели классного часа: развивать творческую фантазию и воображение, выдумку, смекалку, воспитывать чувство прекрасного. На примерах песенного искусства адыгов воспитывать в детях любовь к Родине, гуманность, развивать в детях интерес к новому, прививать любовь к музыке и песне.

Оформление: выставка детских рисунков, на доске - название мероприятия.

Оборудование: эмблемы команд, магнитофон, фортепиано, мольберты, бумага, фломастеры, краски, кисти, призы, медали, табличка «жюри», карточки с цифрами от 1 до 10 для жюри.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет под мелодию песни ДжахьнэкIо орэд.

I.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемое жюри! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на классном часе, посвященном народному музыкальному творчеству адыгов под названием «У истоков песенного искусства адыгов». Классный час проводится в форме игры - викторины.

В конкурсах будут участвовать две команды: «Адыиф», «Саусырыко».

Эмблемы команд изготовили сами ребята. Прежде чем начать наши конкурсы, хочется обратить ваше внимание на оформление кабинета. Все, что вы здесь видите, - это труд ребят и учителей. Над доской - рисунки ребят, представляющие различные виды изобразительного искусства.

II. Проведение конкурсов.

Конкурс I. Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: написать на доске как можно больше адыгских песен.

На выполнение задания дается 2 минуты.

Оценка жюри.

Конкурс II. Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: назвать какие жанры песен бывают.

На выполнение задания дается 3 минуты

Жанры песен:

1. трудовые песни (земледельческие, скотоводческие, производственно - бытовые).

2. обрядовые песни (культовые, производственно-магические, семейно-бытовые)

3. нартские ( о Саусырыко, Патаразе, Ашамезе, Шабатыныко)

4. историко-героические (исторические, героические).

5. песни-плачи.

6. шуточно-сатирические (бытовые, социальные, аллегорические: песни-басни.

7. лирические.

Оценка жюри.

Конкурс III. . Вызывается по три участника от каждой команды.

Задание: нарисовать героев адыгских народных песен.

На выполнение задания дается 5 минут.

Герои адыгских народных песен: Нарт Саусырыко, Нарт Патараз, Айдемиркан, Касей, Хатхе Кочас и др.

Учитель: - Расскажите о героях, которых вы изобразили. Чем они запомнились? Почему именно так вы себе их представляете?

Пример ответа детей: Нарт Саусырыко родился чудесным образом из камня. Его закалил кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного» человека. Но в его неуязвимом теле остается уязвимое место - колени, где прикасались щипцы кузнеца Тлепша во время закалки. Саусырыко погибает от удара по уязвимому месту.

Оценка жюри.

III. Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей и вручение призов.

Литература для учителя при подготовке к классному часу:

1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. - М.,1974.

2. Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя// Начальная школа: плюс и минус, 2001 г. № 11, с.26-28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.