Таким образом, хороший уровень владения информацией (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек); большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов; низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов), и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
В анонимном анкетировании родителей приняло участие 19 родителей.
В результате было выяснено, что 79% (15 чел.) стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 37% (7 чел.) этого никогда не делали. 63% (12 чел.) считают, что основным источником информации для подростков по перечисленным проблемам должна быть семья, но в то же время 89,5% (17 чел.) согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 52,5% (10 чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 79% (15 чел.) считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10,5% (2 чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания, 21% (4 чел.) признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству.
Таким образом, проведенное исследование на первом этапе подтвердило необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
II. Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:
1 занятие - 48 чел. (96%)
2занятие - 36 чел. (72%)
3 занятие - 43 чел. (86%)
4 занятие - 39 чел. (78%)
5 занятие - 41 чел. (82%)
(Занятия проводились по классам).
Со школьниками были проведены 5 занятий на темы:
«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности и последствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ-инфекции и наркомании».
III. На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.
Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 6% (3 чел.), 90% правильных ответов - 6% (3 чел.), 80% правильных ответов - 10% (5 чел.), 70% правильных ответов - 18% (9 чел.), 60% правильных ответов - 28% (14 чел.), 50% правильных ответов - 12% (6 чел.), 40% правильных ответов - 4% (2 чел.), 30% правильных ответов - 8% (4 чел.), 20% правильных ответов - 6% (3 чел.), 10% правильных ответов - 0% (0 чел.), 0% правильных ответов - 2% (1 чел.).
При повторном тестировании 22% (11 чел.) показали высокий уровень владения информацией (100% правильных ответов), 40% (20 чел.) ответили на 80% - 90% вопросов, 18% (9 чел.) ответили на 50 - 70%, только 16% (8 чел.) ответили только на 30 - 40% вопросов, и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20% вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.
Таким образом, проведенный эксперимент наглядно продемонстрировал рост грамотности подростков в области половой гигиены в результате занятий по половому воспитанию.
Выводы по II главе
Для подтверждения выдвинутой во введении гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа:
I. Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
II. Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
III. Итоговое тестирование учащихся.
На первом этапе нами были проведены анонимное анкетирование учащихся, анонимное тестирование учащихся и анонимное анкетирование родителей учащихся, которые подтвердили необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий на темы:
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Заключение
Половое воспитание - это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей, что определяет актуальность темы исследования.
Для достижении цели исследования, которая была определена нами как определение принципы и содержание полового воспитания в семье и школе, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявив особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков.
Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
В результате было дано определение полового воспитания как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. При этом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Первыми начинают половое воспитание своих детей родители. Половое воспитание в семье -- важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
В то же время необходимость полового воспитания в школе подтвердило эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и в 10 «В» классе средней школы г. Советска.
Анонимное тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков, в результате чего были проведены пять внеклассных занятий на темы:
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что грамотно и этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.
Список использованной литературы
Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.
Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой.
Валеология / Разработана М. А. Алексеевой. М., 1998.
Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. Казань, 1998.
Валеология. Юнита 1 / Разр. М. А. Алексеевой. М.,1998.
Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.
Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978.
Захарова П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.
Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.
Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988.
Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. 1971. № 2, 1971.
Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985.
Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета. 1999. № 110. 10.06.99.
Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994.
Основы социальной концепции русской православной церкви. М., 2001.
Плотникова Е. А. Валеология как орудие духовной интервенции // Смоленские епархиальные ведомости. 1999. №3.
Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб., 1997.
Программа по курсу валеологии / Сост. Н. Полетаева // Народное образование. 1998. №9/10.
Разумовская Т. Узы брака, узы свободы.М.,1990.
Силуянова И. Валеология // Православная беседа. 1999. №2.
Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997.
Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). М., 1998.
Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России».
Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1988.
Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. М., 1998.
Что скрывается под маской валеологии? Вып. 20. М., 1999.
Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7