Рефераты. Половое воспитание детей и подростков

Хотя многие родители полагают, что половое воспитание -- это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье -- важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

1.7. Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе

В настоящее время многие психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:

1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или событием, имеющими отношение к сексуальности, настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать этот предмет. (Мама говорит, чтобы я поговорила на эту тему с папой, а папа говорит, что он занят.)

2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме.

3. Некоторые родители просто не имеют необходимой информации -- за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, -- чтобы ответить на вопросы своих детей.

4. Зачастую людям, получившим специальную педагогическую подготовку, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чем родителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполне естественно и правильно.

5. Когда дети вступают в пубертатный период и перед ними встают новые задачи, характерные для подросткового возраста, они особенно сильно стремятся добиться независимости в таких областях, как половые отношения и сексуальность. Они не могут понять, почему родителей так беспокоит их половая жизнь. Они очень хотят физической и психологической приватности во всем, что касается секса, и действительно в ней нуждаются, но тем не менее им необходимо иметь возможность говорить о сексе друг с другом и с уважаемыми авторитетными людьми.

6. В большинстве семей у детей мало возможностей поговорить о вопросах пола и сексуальности со своими ровесниками, а ведь это умение необходимо людям любого возраста. Такие беседы помогают подготовить мальчиков и девочек к взаимопониманию со своими будущими супругами, научить их принимать разумные решения и нести за них ответственность.

7. В классе можно создать "безопасную", частично структурированную ситуацию, в которой молодым людям легче высказаться, чем в более интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможность учиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.

Однако многие родители против внедрения практики всестороннего полового воспитания в учебных заведениях.

Противники введения этого учебного курса приводят следующие доводы:

1. Ппредоставление детям информации о сексе будет разжигать их половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни.

2. Половое воспитание настолько тонкая и деликатная материя, что должно осуществляться только в домашних условиях или в церковной среде.

3. Уровень преподавания и качество учебных материалов для полового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в большинстве случаев очень низки.

Однако многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны. Большинство родителей, несомненно, шокируют уроки, на которых пятиклассника учат одевать на макет презерватив или рассказывают восьмикласснику о зоофилии. Большие скандалы и судебные разбирательства вызвали подобные программы и семинары, после которых «сексуально подкованные» дети начали просвещать родителей относительно сексуальных позиций. По сути, здесь половое воспитание было заменено исключительно сексуальным просвещением.

Особое сопротивление встретила концепция полового воспитания в лице церкви. Сейчас во многих школах преподают православие. Неудивительно, что две концепции - православного воспитания и секс-просвета в его худших проявлениях - столкнулись и пришли в противоречие. Однако было бы неверным представлять себе позицию церкви как абсолютно отрицательно относящейся к самой идее полового воспитания - как явствует из «Основы социальной концепции русской православной церкви», цевковь признает необходимым половое воспитание в рамках тактичности и установленных в данной культуре принципов: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте» [21; 82].

В то же время не только церковь, но и широкая общественность выступает против осознанной, профессиональной и спланированной деятельности вследствии внедрения программ,которые разрушают традиционные нравственные ценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия.Показательным примером в этом отношении являются США, где в настоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.

Таким образом, главным принципом полового воспитание должна выступать тактичность и соответствие традиционным ценностям. Возможно, если родители считают желательным, лекции мальчикам и девочкам читать раздельно, что избавило бы учителя от необходимости дозировать информацию.

1.8. Анализ программ и учебников, содержащих компоненты

полового воспитания

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.

И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания:

1. «Государственная» (федеральная) программа, которая все еще пишется усилиями Министерства образования и Академии образования;

2. Малоизвестные и почти недоступные специалистам «местные» (региональные и муниципальные) программы «полового воспитания»,- как имеющие научное содержание, так и откровенно антинаучные;

3. Программы, предложенные общественными организациями и/или фармацевтическими компаниями;

4. Деятельность медицинских компаний по повышению квалификации наших врачей и консультативная работа с населением (службы экстренной консультативной помощи);

5. Программы «социальной рекламы», известные населению в основном по телевизионной трансляции видеороликов;

6. Программы нашего здравоохранения - например, Федеральная программа «Планирование семьи»;

7. Программы международных (наднациональных) организаций типа ООН, ВОЗ и др.;

8. Опубликованные на русском языке зарубежные учебные программы (учебники) и - более широко - зарубежный опыт «полового воспитания», информация о котором недоступна большинству наших граждан [4].

Надо заметить, что в России накоплен очень интересный, но малоизвестный опыт создания и применения «местных» программ, причем примеры и положительные, и отрицательные. Исключительно ценен (как содержательно, так и организационно) опыт работы медико-педагогических школ в Ярославле, интересные результаты получены в ряде других крупных городов. К сожалению, во многих регионах местная власть оказалась обманутой или просто не желает связываться со скандальными темами, - а в результате появляются открыто антинаучные по своему содержанию программы, в которых школьников и их родителей просто обманывают. Например, в очень крупном муниципальном районе Москвы представители одной религиозной организации читают лекции старшеклассникам. Школьников призывают не пользоваться презервативами, которые якобы не защищают ни от инфекции, ни от беременности. Религиозные лекторы, очевидно, надеются таким образом уберечь молодежь от добрачного секса, - но в основе этого подхода фактическая ложь.

Почти одновременно с «государственными» программами федерального значения появились «негосударственные» - разработанные общественными организациями и крупными фармацевтическими компаниями. Как минимум три таких программы могут считаться имеющими федеральное (общенациональное) значение.

Программа «Все ли вы знаете о себе?» была разработана для девочек-подростков, учащихся 6-7 классов, и охватывает вопросы полового созревания и особенно личной гигиены. Обучение проводилось, как правило, в виде 3-4 лекций, включая показ наглядных материалов, раздачу информационных материалов, ознакомление с некоторыми гигиеническими средствами. После завершения обучения девушки могли написать письмо консультанту (и получить ответ). Программа разработана и реализована благодаря значительным финансовым и иным ресурсам, привлеченным компанией «Джонсон и Джонсон».

Еще один пример успешной программы - проект «Изменения», реализуемый Российской ассоциацией планирования семьи и компанией «Проктер энд Гэмбл». В рамках этого проекта проводился урок гигиены для девочек и мальчиков, учащихся 7-х классов. Ученики получали брошюры (для себя и для родителей), образцы средств гигиены. Подростки на уроке получают знания об основных анатомо-физиологических изменениях периода полового созревания, об особенностях репродуктивной системы, о правилах личной гигиены. Урок по программе «Изменения» проводился в десятках городов, его прослушали сотни тысяч учащихся.

Наиболее крупная «негосударственная» учебная программа «полового воспитания» подростков предложена Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) - это программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». В программе рассматриваются медицинские, психологические и социальные проблемы, включая половое созревание, регуляцию рождаемости, передаваемые половым путем болезни, особенности сексуальности человека, проблемы семьи и брака, психологии общения и здорового образа жизни. Для преподавателя изданы пособие и комплект наглядных материалов.

Однако эти программы, особенно программа РАПС, встречают сильное сопротивление со стороны многих родителей и ряда педагогов и общественных деятелей.

Особое негодование со стороны родителей, педагогов и общественности вызывают программы, выпущенные различными общественными организациями, преследующими те или иные цели, в том числе и рядом сект. Так, в одном из учебников о валеологии, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, в качестве практического руководства предлагается обращение к учению Порфирия Иванова, который известен многим лишь как автор оздоровительной методики, основанной на различных способах закаливания организма и непосредственной близости к природе [33; 210 - 235]. Тем не менее, духовная основа этой доктрины вне всякого сомнения является неоязыческой и оккультной. Сам автор неоднократно называл себя богом ("богом Земли", богом "этому бугру", "этому месту"), всерьёз рекомендовал молитвенное обращение к себе, как к Учителю, с просьбой о здоровье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.