Рефераты. Педагогическая теория Иоганна Гербарта

Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.

15

Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.

Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал:

1. Ясность

2. Ассоциация

3. Система

4. Метод.

Первая ступень - ясность - это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом - изложение учителем нового материала, применение наглядности.

Вторая ступень - ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.

Третья ступень - система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».

Четвертая ступень - метод - это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это

16

своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.

Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

Гербартом определены три унив-ерсальных метода обучения:

· Описательный метод.

· Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.

· Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.

Все эти методы следовало применять в совокупности.

Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.

17

6. Роль наставника в воспитании учеников.

Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.

Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И.Ф.  Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:

1. идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

2. идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;

3. идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

4. идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;

5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о

награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто

18

нарушает его законы.

Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина - это и условие, и результат воспитания.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.

Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.

В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую».

19

К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.

Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

Устанавливать четкие правила поведения.

Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

«Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

«Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера теории Гербарта.

20

7. Заключение.

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоче-нность, системность, основательность. Он связывает философию, психоло-гию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока. Разрабатывая вопросы структуры процесса обучения, Гербарт высказал целый ряд ценных положений о принципах отбора материала и методах его преподнесения учащимся, о приемах и методах систематизации знаний, о системе упражнений и т. п. Однако абсолютизация предложенной структуры урока, особенно проявившаяся у последователей и учеников Гсрбарта, привела к засилью формализма в школьной практике. Он внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения, структуры, содержания и методов учебной работы.

Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последо-ватели: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отли-чают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.

21

8. Список используемой литературы:

1. «Большая советская энциклопедия» под. Ред. Прохорова А.М. ; т. 6, изд. 3, Москва, 1998 г. (800 л.)

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособ. для студ. педвузов - М.:Владос, 1999.

3. История педагогики /Под ред. А.И.Пискунов. - М.: Просвещение, 1997. ч.1,2.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.,ил.

5. Петровский А.В. «Психология», Москва, 1998г.

6. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. вводных статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А.И.Пискунов. - М.: «Просвещение», 1971.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.