Рефераты. Педагогическая теория Иоганна Гербарта

Педагогическая теория Иоганна Гербарта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по истории педагогики

Тема:

Педагогическая теория Иоганна Гербарта.

Выполнила студентка III курса

заочного отделения

(факультет немецкого языка)

Селивон Екатерина Александровна

Адрес: 220007, Минск,

ул. Могилевская 8/1-71

тел.: 229-57-06

Минск 2004

2

Содержание.

1. Введение. стр. 3

2. Философские и психологические основы педаго-гики Гербарта. стр. 4

3. Сущность воспитания, его цели и задачи. стр. 6

4. Роль наставника в управлении учениками. стр. 8

5. Роль наставника в обучении воспитанников. стр. 10

6. Роль наставника в воспитании учеников. стр. 17

7. Заключение. стр. 20

8. Список используемой литературы. стр. 21

3

1. Введение.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776--1841) --крупнейший немецкий педагог-теоретик XIX столетия. Будучи одновременно философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновывал пути дости-жения этих целей.

Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части-- управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспи-тания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также исполь-зование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.).

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Особенно популярными в буржуазной педагогике XIXв. были его идеи о четырехступенном построении учебного процесса -- введение нового мате-риала, установление связи между новым и уже известным, обобщение и формули-рование выводов, практическое применение приобретенных знаний.

4

2. Философские и психологические основы педагогики Гербарта.

Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он на-стаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психоло-гии - способы их осуществления.

В теории немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии -- идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающим основные свойства окружающих вещей невозможно. Для того, чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, Гербарт заменяет термин «ощущение», на термин «представление», подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего, отгороженность представления как части внутреннего, психического мира, от предмета, который является непсихическим, внешним по отношению к человеку.

Гербарт непра-вильно утверждал, что все психические функции человека:

5

эмо-ция, воля, мышление, воображение и др. -- это видоизмененные представления.

Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту, от пер-воначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспи-танием. Так, понимание обусловливается взаимоотношением пред-ставлений. Человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений. Если же в ответ на них не возникает никаких представлений, они остаются непо-нятными.

Итак, Гербарт игнорирует своеобразие различных свойств пси-хики человека. Он неправомерно сводит сложный и многообразный, глубоко диалектический процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на представления ребенка, он рассчитывает оказать тем самым соответст-вующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого у Гербарта следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

6

3. Сущность воспитания, его цели и задачи.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт. Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков.

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на:

1) цели возможные

2) цели необходимые.

7

Возможные цели - это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели -- это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Согласно «Линии Гербарта» учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

8

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.